?

Log in

No account? Create an account
Александр Бугаев

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Мой сайт
> previous 20 entries
> next 20 entries

Июнь 28, 2017


12:48 pm - Для прояснения - несколько замечаний о т.н. либералах
По следам разговора с "циничным либералом" и последующих обсуждений.

Я уверен, что обычные (рядовые) либералы в массе своей действительно не такие, как мой собсеседник N. Думаю, они по большей части люди более простые, т.е. менее изощрённые. Но об этом ниже, в второй части.

А вот часть верхушки тех, кого принято называть либералами, думаю, по идеологии недалеко от N. Не с такой степенью прямой ориентации на личное потребление (этот интерес обязателен, но может быть не самым главным). Но главное для них - такая модель общества, в которой обеспечивается долгосрочный порядок, позволяющий занимать господствующие позиции и кормиться за счёт выкачиваемых ресурсов (не так важно - нефть ли это, металлы, лес или какие-нибудь калийные удобрения).

Когда я говорю про верхушку, то имею в виду и верхушку здешнюю (российскую), или украинскую (Коломойского, Порошенко, Тимошенко и т.п.), но и глобальную, в т.ч. клинтонитов и прочих глобалистов. Ведь отношение клинтонитов к своей стране примерно такое же, как у этого N - кормить и не выступать. Вспомните прошлогоднее клинтновское basket of deplorables.

И именно потому там и пришёл Трамп, что эта глобальная элита таким отношением уже сильно достала значительную часть избирателей. По этому поводу много чего было сказано и написано в последний год. Я бы вспомнил ещё и прошлогодний фильм "Любой ценой" (Hell or High Water), там эта атмосфера горячей любви населения к элите передана художественными средствами.

-----
Если от верхушки перейти к сообществу в целом, то стоит зафиксировать несколько существенных моментов. Разумеется, это не исследование, а лишь заметки по поводу.

1. "Либералы" - название условное. Как идейная группировка - это не вымысел, а реальность. За этой реальностью стоит определённый комплекс прогрессистско-западнических идей.

Обычно это люди хорошие, многие даже вполне бескорыстные, искренне желающие лучшего. Это лучшее они видят "как на Западе". А препятствие к этому лучшему они видят в "Путине", в "режиме", в "отсталости", некоторые - в "неправильном народе".

2. Поскольку идеал и "держатель стандарта" для этой группы находится вовне ("Европа", "Запад", "цивилизованные страны" и т.п.), а Россия рассматривается как страна отсталая и идеалу не соответствующая, у членов этой группы возникает комплекс чужака, "внутреннего эмигранта", при своём развитии легко переходящий в русофобию.

3. Либеральное сообщество неоднородно.

По социальному статусу в нём можно выделить слои:
- верхний (действующие и отставные министры, топы известных банков и компаний, и т.п.)
- средний (профессура, журналисты, средней руки предприниматели и т.п.)
- нижний (интеллигенция, офисные работники, айтишники и т.п.)

По "степени идейности" можно выделиьт ядро и периферию.
Идейные интересуются обоснованиями, читают книжки и даже иногда теоретизируют сами.
Периферийные в идейных вопросах не самостоятельна, ориентируются на спикеров и идейных лидеров. (некоторые из них могут и сами выступать ретрансляторами - в диапазоне от Ксении Собчак до Лии Ахеджаковой).

Руководства (в буквальном смысле) у этго соообщества нет.
Пересечение верхнего и среднего слоёв с идейным ядром даёт ведущую группу (тех самых лидеров и спикеров).

Количественно в сообществе преобладают нижний слой и периферия. Они читают "Новую Газету", смотрят "Дождь", слушают "Эхо". К традиционным медиа в последние десять лет добавился интернет. Теперь читают и смотрят ведущих блогеров, общаются между собой в фейсбуке. Таким образом создаётся плотность среды, в которой рядовой либерал не только получает общие ориентиры и текущее направление Правильной Линии, но и чувствует себя среди своих, в дружеском кругу, где рукой подать до таких чудесных и таких знакомых Вити, Димы, Марины и т.д..

4. "Идейность" и "принципиальность" ценятся в этой среде очень высоко. На деле под идейностью скорее понимают следование Правильной Линии, каковую вырабатывают и оглашают идейные лидеры и распространяют "либеральные СМИ" и "общественное мнение". В итоге под идейностью скорее понимается "верность тусовке".

5. Верность тусовке в определённой части сообщества напрямую влияет на доступ к карьерным и жизненным благам (преимущественно в высшем слое, а также в медийной, творческой и отчасти научной подгруппах).

6. Отступников от Правильной Линии карают и отлучают от рукопожатности.
Изгнание из тусовки травматично и само по себе, посокльку означает потерю "своих". Ну а в случае, описанном в предыдущем пункте, оно влечёт почти что жизненную катастрофу.

Думаю, написанное отчасти объясняет как устойчивость этого сообщества, так и его поразительную способность проявлять двоемыслие при сохранении убеждённости в собственной идейности и принципиальности.

------
Примечание.

Сказанное выше не относится к либертарианцам, которые тоже называют себя либералами (и считают только себя настоящими либералами). Это совсем другое сообщество.

(22 комментария | Оставить комментарий)

Июнь 24, 2017


07:08 pm - Неожиданная откровенность
Предуведомление.

Сегодня ко мне в Фейсбуке обратился ранее не знакомый мне человек. Дело было под записью, где шла речь о глубоком расколе общества на два лагеря, собеседник предложил рассказать "чего мы на самом деле хотим". Когда я не понял, о каком "мы" идёт речь, он пояснил, что имеет в виду людей, которых сильно не любит большинство, а некоторые уже мечтают повесить на фонарях.

После этого у нас в чате состоялся разговор, который стал для меня полной неожиданностью. Собеседник (назовём его N) откровенно изложил свою позицию, которую я принял бы за карикатуру, если бы кто-то мне пересказал это от третьего лица. Однако этот текст появился у меня в чате от первого лица.

Читать дальше...Свернуть )

(93 комментария | Оставить комментарий)

Июнь 10, 2017


09:59 pm - Модифицированный тест Тьюринга.
Некий Х претендует на обладание разумом.
Я экзаменатор, моя задача - удостовериться, что Х действительно разумен.

Процедура такова.

Я рассказываю этому Х некоторую мысль (довольно сложную, но не требующую специальной подготовки). Он должен понять и кратко пересказать своими словами. Может задавать вопросы, если что не понял сразу.

Если всё-таки не может понять, пусть расскажет, что конкретно ему непонятно. Пусть объяснит, как именно он пытается понять, какие проблемы при этом возникают, как он с ними пытается справиться, и что не выходит. Пусть расскажет о других случаях, когда пробовал понять - и получилось.

По итогам разговора делается вывод, обладает ли X разумом.

Если нет, то не обязательно там робот, вполне возможен просто недостаточно развитый человек.

----
Конечно, это не критерий разумности, а лишь необходимое условие. Но это гораздо более серьёзное требование, чем проверка способности поддерживать диалог (этому компьютеры уже научились).

А вот проверка способности понимания смысла, самостоятельной обработке этого смысла и формулированию его своими словами - это куда более существенное требование.

------
Для определённости цитаты из энциклопедии.

Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку
...
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания.

(10 комментариев | Оставить комментарий)

Май 31, 2017


06:13 pm - О формальном мышлении, длинных цепочках и деятельности
(ещё мысли после прочтения статьи Лурии)

Да, формальное мышление - знаки, символы, силлогизмы - это мощный инструмент. Да, логика и оперирование символами позволяет строить длинные цепочки рассуждений. Приобщившийся к математике не может не испытать восхищения её силой и красотой (вот недавно младший сын рассказал мне про окружность девяти точек, и я в очередной раз испытал это сладостное чувство).

А ещё - математика и основанная на ней физика позволяют рассчитывать мосты, строить небоскрёбы, запускать самолёты и спутники, а также делать замечательные миниатюрные устроства, с помошью которых миллиарды людей денно и нощно приобщаются к сокровищам бороздят просторы всемирной сети.

Ну можно ли не восхищаться таким превосходным проявлением мощи человеческого разума?

Но как любой мощный инструмент, он несёт и опасность. В данном случае это опасность отрыва от реальности.

Об опасности потери почвы под ногамиСвернуть )

О том, как ловят умников на силлогизмыСвернуть )

(3 комментария | Оставить комментарий)

05:32 pm - После прочтения статьи Лурия
(о статье см. предыдущее сообщение)

Лурия описывает переход от конкретного мышления, привязанного к практической деятельности - к более высокой стадии понятийного мышления, основанного на абстрагировании, логике, оперировании формальными конструкциями.

Мне кажется, что если думать над этим дальше, то переход от конкретного мышления к понятийному - это лишь первый шаг.

Конечно, шаг этот очень важен, ведь человек после этого способен рассуждать, решать множество различных задач, оперировать знаками и символами.

А дальше напрашивается критика абстрактно-логического мышления как по-своему ограниченного и потенциально обманывающего. Надо идти дальше, к критическому рефлексивному мышлению.

Читать дальше...Свернуть )

(4 комментария | Оставить комментарий)

04:26 pm - Лурия об исследовании универсальных законов мышления
Попался текст статьи известного советского психолога А.Р.Лурия Культурные различия и интеллектуальная деятельность

Статья посвящена тому, различны ли основные интеллектуальные способности у взрослых людей, которые выросли в разных культурных условиях. Описаны эксперименты с узбекскими крестянами в 30-х годах прошлого века, в которых психологи изучали, в частности, как эти люди распределяют объекты по категориям и как они оперируют с силлогизмами.

О категоризацииСвернуть )
О силлогизмахСвернуть )
ВыводыСвернуть )

Продолжение следует

(10 комментариев | Оставить комментарий)

Май 30, 2017


03:53 pm - из "заметок по случаю" А.А.Игнатьева
Блехер сделал подборку из различных заметок Андрея Андреевича Игнатьева (в ЖЖ rencus)

http://leonid-b.livejournal.com/1067403.html

Читать дальше...Свернуть )

(Оставить комментарий)

12:50 pm - Д. Xолтон "Эйнштейн, Майкельсон и «решающий» эксперимент"
http://timur0.livejournal.com/319351.html

Очень ценная работа и, как всегда, качественная рецензия Тимура Василенко.

В школе я читал книжку Гарднера "Теория относительности для миллионов", там очень интересно и популярно рассказано о происхождении и сути СТО и немного даже про ОТО. И эксперимент Майкельсона на своём центральном месте, так что я тоже "знал", что он решающий. Ну и множество других упоминаний об этом убеждало, что это действительно общеизвестный исторический факт. От кого-то из специалистов я слышал, что вся теория фальсификации Поппера выстроена вокруг этого классического примера решающего эксперимента.

И потом было удивительно прочитать у flying_bear, что дело было не совсем так.

Впрочем, к тому времени я уже был готов к мысли, что почти все популярные рассказы на тему истории науки и вообще истории сильно искажают логику реального развития.
Tags: ,

(15 комментариев | Оставить комментарий)

Май 25, 2017


01:31 pm - К проблеме научного статуса теологии и вообще борьбы за просвещение широкой публики
Тут по сети ходит свежая новость о сокрушительном отзыве доктора биологических наук Юрия Панчина на диссертацию протоиерея Павла Ходзинского на соискание ученой степени кандидата теологии. К распространению новости об этом ударе по лженауке подключился сын рецензента, известный популяризатор науки Александр Панчин (интересующимся этой историей - гугль в помощь).

Мне же по этому поводу вспомнилась недавняя дискуссия между биологим Александром Панчиным и гуманитарием Дмитрием Узланером.

Дмитрий Узланер. Десять тезисов в защиту теологии как научной дисциплины

Александр Панчин. Пять крестов на могилу теологии

Дмитрий Узланер. Призыв к сложности в век простоты: новые доводы в защиту теологии

Эта дискуссия любопытна тем, что в ней отражены не только личные взгляды Панчина и Узланера, а довольно устойчивые типовые позиции и подходы.

Панчин тут выступает как бы "от имени науки". Можно было бы сказать, что он демонстрирует подход со стороны естественнонаучных представлений, но если приглядеться, то основой подхода являются не естественнонаучные знания как таковые, а некий мировоззренческий комплекс по имени "научная картина мира". На этот скелет навешиваются конкретные примеры естественнонаучных достижений, призванные показать мощь и объяснительную силу подлинно научного подхода и необоснованность притязаний на статус науки всяких прочих направлений.

Что любопытно, Панчин выступает не как учёный, а скорее как миссионер, пропагадирующий под именем "научного мировоззрения" довольно-таки незамысловатую философию, по существу восходящую к позитивизму 19 века ("первый позитивизм" Конта, Милля и Спенсера). Такое впечатление, что ни второго позитивизма (Мах, Авенариус), ни третьего (неопозитивизм, Венский кружок) в этом мире не было, а из постпозитивизма был разве что один Поппер. Зато в дополнение к позитивизму прилагается мощная доза эволюционизма, преимущественно в духе Докинза. Причём за основу берётся не собственно биология, а т.н. "меметика", самопальная теория, изобретённая Докинзом для объяснения социальных и культурных явлений.

В своих ответах Узланер указывает на основные слабости демонстрируемого Панчиным "естественнонаучного подхода" и намечает некоторые линии более адекватного понимания.

(Замечу в скобках, что при всей типичности подхода не стоит воспринимать Панчина как легитимного "представителя естественных наук" или соответсвующего сообщества учёных. Известность, популярность в широких кругах интересующейся публики - ещё не даёт права говорить за всех. Естественная наука, а точнее естественные науки не занимаются мировоззренческими вопросами. Научные работники могут иметь различные взгляды и разделять различные философские позиции (а могут и не иметь никаких определённых).

Скорее всего, большинство учёных просто не слишком интересуются философией и не занимаются выработкой систематического мировоззрения. Возможно, многие принимают "научную картину мира" как широко распространённый и легко усваиваемый эрзац мировоззрения. Но даже если так, они выступают при этом в личном качестве, а не как представители науки в её борбе с религией, лженаукой и т.п.)

P.S. В качестве дополнения - мнения различных специалистов о статусе теологии как дисциплины.

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Май 20, 2017


09:01 am - человеческий документ офигенной силы
https://www.kommersant.ru/doc/3292661

Лонгрид и мастрид.
Олег Воротников (группа "Война") о своей жизни на Западе, о понимании России, Европы, о протестах, хипстерах и т.д.

----------

Никогда ни капли симпатии не испытывал к этим деятелям из группы "Война". У меня стопроцентное алиби.

Тем более сильное впечатление оставил этот разговор. Никогда бы не подумал, что возможно что-то подобное.

Вот теперь объясните мне, как именно КГБ этого добился. Хотя, если они Трампа смогли, то ...

(22 комментария | Оставить комментарий)

Май 16, 2017


11:08 am - Проплывая по реке новостей
Когда мы видим новость в ленте, нужно понимать, что же перед нами. Как минимум стоит различать следующие слои:

1. Заголовок сообщения
2. Текст сообщения
3. Детали события
4. Поверхностный смысл события.
5. Глубинный смысл события.

Мы начинаем восприятие с внешних слоёв, причём каждый из них искажает то, что лежит глубже него.

Заголовок новости искажает смысл текста
Тут и объяснять нечего, все это видят каждый день: заголовок новости почти всегда не соответствует тексту сообщения.

Текст новости искажает событие
И это постоянно: текст сообщения почти никогда не передаёт адекватно даже внешнюю канву события.

Детальное описание не передаёт смысл события
Но даже аккуратного и детального описания почти всегда недостаточно, чтобы понять смысл произошедшего. Честное и детальное описание не отвечает на основные вопросы "кто?", "что?", "как?". Для того, чтобы получить ответ, требуется не только репортаж, но и расследование.

Внешний смысл события не равен его глубинному смыслу
Важные события имеют несколько уровней смысла. Даже получив ответ на вопросы первого уровня ("кто?", "что?" "как?"), далеко не всегда можно понять ответы на существенные вопросы: "зачем?", "почему?", "что за этим стоит?", "что это значит?", "что из этого следует?" и т.д.

--------

Мы плывём по поверхности информационной реки, состоящей из заголовков.
Большинство читателей если и заглядывают в текст новости, не читают дальше первого абзаца. Дочитывающие до конца текста составляют незначительное меньшнство. При этом реагируют не на текст как таковой, а главным образом на ключевые слова.

До третьего уровня - деталей события - добираются единицы процентов. До связного смысла - доли процента.

Глубинный смысл недоступен обычному читателю не потому даже, что туда неохота погружаться. Нет, одного желания недостаточно, нужно многое знать и уметь. На этой глубине могут работать только профессионалы, так же как обычные ныряльщики не могут погружаться на 10 метров без специального снаряжения. Разумеется, и снаряжение не гарантирует успеха погружения, это лишь необходимое условие.

-------

Нет, это не про фейковые новости, про самые обычные. Пропаганда, пиар, информационные войны - это реалии другого порядка. Но важно понимать, что и без всего этого положение читателя почти безнадёжно.

Ну вот и плывём дальше. Что ж ещё остаётся, не тонуть же теперь...

(2 комментария | Оставить комментарий)

Май 12, 2017


07:12 pm - Про публичное оскорбление
(вынесено из комментов)

Я различаю выражение взглядов (не исключая и радикальных) - и намеренное публичное оскорбление действием.

Намеренное публичное оскорбление действием предполагает следующие компоненты:
(1) действие
(2) намеренно публичный характер этого действия
(3) заведомо оскорбительный характер этого действия.

(Уточню, нарушение сакрального пространства - например, действие в храме, на кладбище, на мемориальном месте и т.п. - является дополнительным квалифицирующим и отягчающим признаком. Так, одни и те же действия могут быть приемлемыми в ночном клубе и оскорбительными в храме.)

Действия такого рода терпимы в обществе быть не могут, поскольку они затрагивают базовые ценности сообщества и потому возбуждают сильные страсти (это является признаком оскорбительного характера действий) и тем самым нарушают общественный мир. Либо такие действия получают отпор от граждан (рассеянная санкция, бойкот, самосуд и т.п.), либо караются властью. Отсутствие действенной реакции на оскорбление является открытым приглашением к продолжению и усилению оскорбления, поэтому реакция неизбежно последует при следующих итерациях, при усилении оскорбления.

Это описание того, что происходит в обществе при публичных оскорбительных действиях. Замечу, что такого рода системная связь действует независимо от того, что я сам об этом думаю и как именно считаю правильным реагировать.

Но если спросить, что я сам думаю, то я предпочитаю соразмерные меры общественной реакции на ранних стадиях. Гасить нужно заранее, не доводя ситуацию до накала, когда общественная реакция выразится в насильственных действиях (избиениях, погромах, столкновениях и т.п.).

В целом моя позиция и её обоснования изложены в статье "Тест на иммунитет" (от 2005 года).

Использование государственной власти и уголовного преследования при такого рода ситуациях я считаю не лучшим вариантом. В том числе и по причине негодности правоохранительной системы и системы исполнения наказаний.

К сожалению, хорошего варианта тут вообще не существует, любой из мыслимых вариантов имеет ограниченную применимость и допускает эксцессы (для разных вариантов - разные).

Добавлю, что здоровая общественная реакция (о которой я писал в статье) возможна в здоровом обществе. Наше общество таковым не является, а с 2005 года идут изменения как в сторону выздоровления, так и в противоположную.

-------
Разумеется, это лишь схема подхода. Тут можно задать множество вопросов на уточнение (где провести границу, а кто определит оскорбительность, а кто рассудит и т.п.), и выдвинуть возражения по существу (почему это непоследовательно / неправильно / не будет работать и т.п.).

-------
ДополнениеСвернуть )

(16 комментариев | Оставить комментарий)

03:54 pm - Объявление для господ анонимов
Количество анонимных комментариев и плотность их потока превысили критический уровень.

Даже мне, несмотря на возможность видеть IP, становится сложно ориентироваться в анонимных комментариях. Другие пользователи, думаю, просто не понимают, кто из многочисленных анонимов является автором какой из реплик.

Кроме того, некоторые из анонимов стали позволять себе вызывающее поведение, что не улучшает атмосферу в целом.

Исходя из этого, объявляю о принятом мною решении.

Начиная с 15 мая 2017 года возможность оставлять анонимные комментарии будет закрыта.
Всем, кто заинтересован продолжать участвовать в обсуждении, предлагается использовать одну из штатных возможностей ЖЖ (аккаунт ЖЖ, Open Id, аккаунт фейсбука, контакта, твиттера и т.п.).

Благодарю за внимание.

UPDATE

Быстрая, дружная и крайне позитивная реакция анонимов полностью подтвердила правильность принятого мною решения. Более того, эта реакция свидетельствует, что ждать два с лишним дня не следует.

Доступ анонимам будет закрыт в ближайшее время.
Tags:

(16 комментариев | Оставить комментарий)

Май 11, 2017


06:15 pm - Смысл слов "война" и "победа"
Прочитав некоторое количество книг и посмотрев некоторое количество кинофильмов - российских, американских, британских, французских, итальянских - я вдруг понял, что для разных стран слово "война" (Вторая мировая война) означает совершенно разное.

Я с детства знал, что война - это ВОЙНА, то есть такое особое состояние вселенной, когда решается вопрос о жизни и смерти - и для отдельного человека, и для всей страны. ВОЙНА несовместима с бытом, с обыденной жизнью, с обычными человеческими заботами и радостями. Мирная жизнь, её заботы существуют в каком-то другом пространстве, и дорога туда - через войну и победу.
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну.
И каждый знал - дорога к ней
Ведет через войну.

Вспомните фильмы "Живые и мёртвые", "Восхождение", "Проверка на дорогах", "Иди и смотри". Там передано отчётливейшее ощущение, что невозможно пытаться сохранить для себя кусок мирной жизни, что попытка спасти себя самого ведёт к гибели, и путь лишь один - через жертвенную борьбу.

Причём это правило действует и на фронте, и в тылу. Те, кто спасают себя - губят себя (свою совесть, свою душу, свою жизнь). Те, кто отдают себя - спасают и себя, и других.

Это ощущение пронзило меня в книге Василя Быкова "Знак беды" (если помните, там белорусский крестьянин под немцами пытается сохранить своё хозяйство, спасти корову, и сквозь все эти тщетные усилия проступает неизбежное, как будто написанное огненными буквами: это не главное, спасать надо не хозяйство и даже не себя).


И неожиданным открытием для меня было, что для жителей других стран за словом "война" стоит совсем другое. Это авианалёты, бомбёжки, иногда гибнут люди. Трудно купить обычные продукты, а иногда даже по карточкам. Приходится работать не всегда там, где нравится, и терпеть бытовые неудобства.

А где-то далеко, за сотни километров, идут бои. Туда из мирной жизни отправляются братья и сыновья, там бьются и умирают, это совсем не лёгкая прогулка. Солдаты уходят, и не всегда возвращаются живыми, это трагедия.
(к примеру, итальянский фильм "Чочара" с Софи Лорен, британский сериал "Война Фойла"; американских фильмов можно назвать множество, не буду перечислять).

Думаю, что из европейских стран только Польша и Югославия испытали на себе, что такое этот предельный ужас войны. Ну и Германия, в последние месяцы 44-45, когда русские танки на улицах городов, когда привычный мир рушится и наступает конец света.

(Про Азию отдельный разговор, здесь - о Европе и Западе).

И вот исходя из этого я понял, что раз слово "война" для нас имеет разный смысл, то и слово "победа" воспринимается по-разному.

И вот поэтому наше празднование Победы непонятно западному миру. Видимо, оттуда это воспринимается как какой-то языческий милитаристский культ.

-----------
Конечно, это опять поверхностные впечатления на основе вторичного материала - книг и кинофильмов. Конечно, всё гораздо сложнее, и в каждой стране были свои трагедии, и настоящие герои. Речь не о том, что там страны или люди плохие и неправильные, а о том, что базовые картины - совсем разные. И именно типовые, базовые картины транслируются как фон в популярных книгах и фильмах, и даже если историческая реальность гораздо сложнее, массовая аудитория всё больше знает именно вот эту картинку, транслируемую через масс-медиа. (Это касается всех стран, и нашей тоже, конечно).

(54 комментария | Оставить комментарий)

09:23 am - Посмотрел фильм "Белорусский вокзал"
Раньше я его смотрел очень давно, и, может быть, не полностью (во всяком случае, первую половину совсем не помню). Поэтому можно считать, что посмотрел впервые, и уж точно впервые прочувствовал.

Очень сильный и точный фильм. Не о войне, а о людях, которые её прошли, и о том, как они действуют в жизни.

Там сказано очень много, но всё не в лоб, не открытым текстом, и многое вообще не сказано, а скорее обозначено, иногда почти пунктирно.

Четыре друга, вместе воевавшие, а теперь (в 1970-м году) живущие очень разной жизнью. Совершенно разные люди, всё у них разное - внешность, характер, темперамент. Совсем разные социальные роли и профессии - директор завода, журналист, главбух, слесарь. Но эти непохожие люди в главном понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, и готовы встать буквально один за всех и все за одного (и не случайно их четверо, хотя типажи совсем не как у Дюма).

Конфликт поколений там скорее обозначен, но очень ярко - и как внешний контраст стиля (сцена в ресторане), и как разное понимание того, что главное в жизни. И проявляется это не в разговорах, а в действии, в мгновенном и твёрдом выборе правильного действия, в выборе того, чего добиваться и чем пожертвовать. Это не слепое, нерассуждающее выученное действие, это действие быстрое, осознанное, зрячее, солидарное и жертвенное - как тогда, на фронте.

Эти четверо понимают друг друга, и их сверстники понимают их (милиционеры, врачи). Эти люди ещё далеко не стары (актёрам нет и пятидесяти). Но уже обозначено, что их время кончается, им уже намекают, что времена изменились, надо действовать по-другому, и вообще пора дать дорогу молодым.

Дальше - о том, чего в фильме не сказано, но что я постепенно понял и прочувствовал в последнее время.

Дать дорогу молодым можно, но ведь нужно не просто освободить место, но и передать по эстафете то главное, что они чувствуют без слов. А вот передавать почти некому, новое поколение не рвётся учиться и перенимать, у него свои песни и своё понимание жизни. Да и как вообще можно передать - не знания, не рецепты, а умение брать ответственность на себя и действовать, чувство правды и подлинности, неприятие ловкачества и подлости. В общем - ту выделку характеров, которая была выкована под огнём и отобрана жесточайшим отбором - как это можно передать?

И вот когда то поколение фронтовиков-победителей постепенно ушло (кто на пенсию, кто в могилу), их место заняли люди другой выделки, с другим пониманием жизни, с другими приоритетами. Этот контраст поколений, мироощущений, нравственных типов наглядно виден и в других фильмах 70-х и 80-х (например, "Частная жизнь" Райзмана, "Монолог" Авербаха, "Послесловие" Хуциева).

Это поколение не сумело воспроизвести себя в поколении своих детей, и с его уходом был критически ослаблен хребет, на котором держалась ткань общества. С этими людьми, с этим хребтом страна выдержала в войну удар чудовищной силы и не сломалась. Без них, в мирное, спокойное, сытое время (действительно сытое - по сравнению с 40-ми) страна не выдержала, просела, прогнила изнутри.

И через двадцать лет после событий фильма, в конце 80-х, почти некому уже было увидеть, выбрать и сделать главное.

---------
На всякий случай поясню, что не пишу тут о политике, экономике, идеологии и т.п. (хотя всё это важно при разговоре о судьбе страны). Тут речь именно о людях, о тех, кто принимает решения и действует, кто тащит на себе, кто сохраняет и спасает. И о тех, кто на это оказался не способен.

(29 комментариев | Оставить комментарий)

Май 10, 2017


01:53 pm - Послепраздничное
Акция "Бессмертный полк" - это не просто шествие с портретами.

Это способ встретиться потомкам тех, чьи деды вместе воевали.

Мы потомки тех, кто вместе, к плечу плечом, врастал в землю, кто отстоял нашу страну, кто сотворил эту Победу.

Это завоёванная ими вместе Победа подарила нам жизнь и свободу. И мы долгое время понимали это как возможность жить каждому для себя и отдельно.от других.

Но оказалось, что если жить каждому для себя и отдельно.от других, то страна из-под наших ног как будто куда-то уплывает. Как будто твёрдая земля под ногами оказалась льдиной, и она ломается на части, крошится и тонет.

И вот память о наших дедах и об их общей борьбе и общей Победе заставляет нас выйти из своих квартир, встретиться, увидеть и почувствовать друг друга, узнать друг в друге своих, и тем самым создать и ощутить пусть пока символическое единство - и друг с другом, и с нашими предками, и со всей страной через тысячи километров и через десятилетия времени.

Если мы сможем сохранить это единство, превратить его из символического - в действенное, тогда мы сможем остановить это разрушение, и сохранить нашу страну, нашу общую землю.

(93 комментария | Оставить комментарий)

01:18 pm - Миллер о понятии «нация»
Два прошлогодних выступления Миллера, которые я пропустил

Понятие «нация» у Карамзина: от «Писем русского путешественника» до «Мнения русского гражданина»




Эволюция понятия ”нация”


На эту тему есть много его выступлений, а в прошлом году вышла книга, но очень полезно было ещё раз послушать.

Я бы сформулировал так:

В текстах и выступлениях Миллера всякий раз в фокус рассказа или последующего обсуждения попадают какие-то аспекты, которые не просто плохо понятны, но сам привычный способ говорить о которых сбивает понимание. А вот то, что и как говорит Миллер, позволяет выйти из привычной колеи и нащупать более адекватный предмету способ обсуждения и понимания (сказал бы слово "дискурс", но не люблю его).
Tags: ,

(Оставить комментарий)

Май 8, 2017


02:15 pm - Из ФБ
(6 мая)
Глядя на продолжающуюся самодискредитацию "либералов"

Мне их самих не жалко ничуть. А жаль идеи, которые они испоганили и дискредитировали.

И идеи сами по себе достойные, если всерьёз. Они должны быть в обществе. Но наши сторонники прогресса и европейских ценностей добились того, что слова о свободе, правах личности, демократии, борьбе с диктатурой и т.п. ассоциируются теперь с людоедством имени 2 мая и пакостниками в храмах.

А это значит, что в обществе возникает перекос в противоположную сторону. Нет теперь противовеса, он помножен на ноль.

-------------
(8 мая)
"Жжет нас память и мучает совесть, у кого она есть"

Это сказано в песне про войну, от лица выжившего лётчика. Про память о тех, благодаря кому он остался живым.

Почему то всплыли в памяти эти слова, и не дают покоя. Не песня в целом, я не сразу даже вспомнил её, а именно про память и совесть.

Видимо, для меня это - про переживание прошлого, и про тот внутренний нерв, который не даёт покоя и заставляет пристально всматриваться в свои прошлые мысли и позиции. Не про личное прошлое, и не про личные дела, неслучайно там множественное число - "жжёт нас память".

И это не про стыд за других, которые были неправы, и оттого все пошло не так, и давайте их снова заклеймили. Нет, это переживание того, как же это мы, и я в том числе, так попались, так провалили экзамен на взрослость и ответственность? И стали приходить в себя лишь через десять лет, а то и двадцать с лишним...

Возможно, это тот нерв, который заставляет меня писать и анализировать все те ловушки, в которые сам попадал и от которых хотел бы уберечь себя и других.

(10 комментариев | Оставить комментарий)

Май 4, 2017


09:31 pm - "А вам-то какое дело, чего хочет Украина?"
Вот, например, свежее из комментов:
это независимая страна, какая Вам разница, кем они себя считают? Главное, они не считают себя вашими соотечественниками и не должны спрашивать у вас, кем им себя считать.

И давно уже в зубах навязло: А какое вам дело, чего хочет Украина? Привыкните, что это отдельное государство, оно само решает свою судьбу. Никак не отвыкните... имперские комплексы... не понимаете свободы...

Почему-то эта риторика считается убедительной. Видимо, действует на определённую часть аудитории.

Но ведь достаточно понимать простое соображение: "они считают", "они хотят" и т.п. - это такие фигуры речи. А за ними стоят совершенно разные люди, часть из которых действительно так считают и этого хотят, а другая часть считает иначе и хочет противоположного. И они живут при этом в одной стране, которую говорящий риторически представляет единым субъектом, который считает, хочет, выбирает.

Но на деле такого субъекта нет, а есть разнородная страна с названием Украина. Но считается, что раз страна называется Украина, то живут там - украинцы, и язык у них - украинский. И вот половину населения страны объявили неправильными украинцами, не уважающими свой язык и не достойными своей страны, потом назвали сепаратистами, ватой и т.п. Их мнения, их желания помножены на ноль, их самих запугивают, унижают, жгут и бомбят. И при этом от имени всей страны говорят те, которые понад усе и героям слава.

И вот по поводу всего этого трагического балагана интеллигентные свободолюбивые товарищи спрашивают: "а вам-то какое дело, чего хочет Украина? "
Tags:

(49 комментариев | Оставить комментарий)

Май 3, 2017


11:58 pm - конспирологическое
В последнее время иногда почти всерьёз думаю про гипотезу целенаправленного "замусоривания" опасных тем. Речь про множество случаев, когда по темам, которые невозможно совсем спрятать, используется превентивная дискредитация опасного хода мыслей.

Для этого генерируется и вбрасывается в публичную сферу масса низкопробных текстов, роликов, выступлений, создающих впечатление неадекватного, скандального, параноидального бреда (в данном направлении, с данными тезисами). Иногда и генерировать не нужно, достаточно найти имеющегося автора такого бреда, и продвигать его одной рукой, с соответствующим откликом от другой руки.

Самый яркий пример - "конспирология". Такой ярлык, что приличному человеку от него хочется бежать. То-то и оно.

Конечно, эта гипотеза сама по себе также сугубо конспирологическая.

(49 комментариев | Оставить комментарий)

> previous 20 entries
> next 20 entries
> Go to Top
LiveJournal.com