Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Обманчивая простота ответов

В качестве эпиграфа - два афоризма.
Между двумя крайними мнениями лежит не истина, а проблема
       Гёте

Каждая сложная проблема имеет простое и ясное для понимания неверное решение
       Генри Луис Менкен
-------------------

Ольшанский с юношеской запальчивостью пишет в ФБ
Очевидно, что если человек вламывается неважно куда - в храм, на выставку и т.п. - и начинает драться или что-то крушить, то такой человек должен быть уголовно осужден и сидеть в тюрьме, будь он хоть радикальный феминист, хоть православный активист.
Очевидно, что если человек вламывается неважно куда - в храм, на выставку и т.п. - но не дерется и ничего не крушит, а просто орет дурным голосом, пляшет, раздевается, машет причинными местами, то такой человек должен быть административно осужден и платить штраф\исполнять общ. работы, будь он хоть радикальный феминист, хоть православный активист.
Очевидно, что если человек никуда не вламывается, а молится Богу в храме, выставляет фотографии в галерее, пишет слова на бумаге или в интернете, проводит пикет на улице или жарит яичницу в квартире, то трогать такого человека нельзя.
Ну и наконец, очевидно, что если на такого человека кто-то сочиняет доносы, то этот кто-то - мерзавец.
-------------------
Текст Ольшанского собрал сотни две лайков и полтора десятка перепостов, так что дело совсем не в Ольшанском (а он молодец, ярко пишет, интересно рассказывает, интересно чувствует и щедро делится чувствами). А просто это сейчас мейнстрим, почти что общее место.

Утверждается, что мир делится на частное пространство, гда каждый человек (или каждая группа) сам решает, что в этом месте допустимо, и общее пространство, где по умолчанию ненасилие и терпимость к иному и чужому. А кто не согласен, тот мерзавец ( / экстремист / фашист / нужное подставить.)

На первый взгляд, тут всё верно (особенно если убрать крепкие выражения в адрес несогласных). И это очень хорошо, что многие готовы поддержать такую позицию - это хорошее первое приближение для того, чтобы действительно нащупать устойчивую позицию в этом крайне сложном вопросе. Нужно только не относиться к первому приближению, как к догме, а попытаться задать себе некоторые вопросы.

1) Где проходит граница между частным и общественным пространством? И почему она проходит именно так?

2) Каким образом эта граница может быть защищена? Имеет ли право человек (группа) защищаться самостоятельно доступными средствами, или тут должно действовать государство?

3) Какие нормы действует в общественном пространстве? Какие ценности лежат в основе этих норм и почему действуют именно эти нормы? Кто устанавливает нормы в публичном пространстве и какова процедура?

4) Как это разделение (частное / публичное) соотносится с разделением на мораль и право? Принадлежит ли мораль всецело лишь к частному пространству, или в общественном пространстве тоже должна действовать общепринятая мораль (если да, то какая)? А насколько частное пространство автономно от права? Допустимо ли накладывать правовые ограничения на внутренние частные нормы, и если да - то где тут граница?

5) Почему так выстроенная конструкция будет устойчивой? Что делать, если она оказывается неустойчивой?
И как быть, если конструкцию кто-то целенаправленно испытывает на устойчивость, пытаясь найти уязвимое место?

6) Что меняется, если дело не ограничивается локальным обществом, а подключается пресловутая (или благословенная, кому как) глобализация?

Хотелось бы дать прямо тут, в ЖЖ, краткий, точный и понятный ответ на все эти вопросы. Но даже если забыть про афоризм Менкена, набраться наглости и сразу взяться всех тут поучать - все равно не получится, во всяком случае, быстро и кратко.

Понятно, что на каждую из этих тем можно написать статью, и не одну. Да ведь и написано уже немало, написано людьми, всерьёз думавшими над этими проблемами. Было бы желание читать и думать над прочитанным.
-------------------
(Ну а Фейсбук - что там можно обсудить? Споры на площади с текущей мимо толпой...)
Tags: thought
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments