Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Продолжаем внимательно следить за руками

Вчера я уже написал об удивившей меня степени наглости "Эха Москвы" в отработке сюжета "Бордель в монастыре". Но степень эта оказалась еще большей, чему свидетельством дальнейшие подробности.

Итак, всё по порядку, и с хронометрией.

29 октября 2012 | 13:26.
На сайте Эха вывешивается сообщение
На территории Сретенского монастыря в Москве был обнаружен бордель

Внутри сообщения при этом написано:
Об этом сообщил агентству РИА «Новости» источник в полиции. Он уточнил, что интим-салон принадлежит к частным лицам и никакого отношения к храму не имеет. Бордель был закрыт.

Сретенский мужской монастырь расположен на Большой Лубянке. В РПЦ это не комментируют.

Оцените технику составителей текста сообщения. Читатель, если он заглянет внутрь сообщения (интересно, каков процент заглянувших?), узнаёт, что какие-то частные лица держали бордель на территории монастыря, к храму это заведение отношения не имеет, а РПЦ от комментариев отказывается. Угадайте, почему.

Итак, ключевая новость есть. Дальше важно распространение.

Заголовок "На территории Сретенского монастыря в Москве был обнаружен бордель" помещается в Топ-7 новостей под номером 1 и в список топовых материалов сайта (ссылки на них расположены в самом верху главной страницы, с картинками), под заголовком "Новость дня".

Кроме того, ссылка на это сообщение размещена на первом месте в блоке "Рекомендованное" (колонка на сайте слева).

Новости в эфире я в это время не слушал, но думаю, "новость дня" там не обошли вниманием.

Тем временем в других новостных СМИ уже появляются и сообщения, как минимум ставящие под сомнение исходную версию. Первое такое сообщение - Интерфакс, от 14:45

В 15:46 (т.е. спустя через час) на "Эхе" в разделе "Блоги" появилось сообщение под знакомым уже заголовком "На территории Сретенского монастыря в Москве был обнаружен бордель. На главной странице сайта виден заголовок, под ним фотография монастыря, под ней подзаголовок "Отель с почасовой оплатой находился в соседнем здании, сообщил источник в монастыре....". Текст подзаголовка не выглядит опровержением заголовка, а всего лишь конкретизирует его.

Если же открыть сообщение, то в нём увидим мягкое дистанцирование:
Информация о том, что на территории Сретенского монастыря был обнаружен отель, предоставляющий возможность воспользоваться интимными услугами, не соответствует действительности, — сообщает Православие и мир.
Отель с почасовой оплатой находился в соседнем с монастырем здании, сообщил ПРАВМИРу источник в монастыре.
Итак, тут редакция уходит в сторону, передавая лишь сообщение Правмира и предоставляя читателю думать, а стоит ли доверять этому сайту. А он ведь связан с РПЦ, сами понимаете...

Кроме того, сообщения в секции "Блоги" обычно имеют авторов и ссылку на оригинал (если это написано в ЖЖ, ФБ и т.п.) Тут - ни автора, ни ссылки на источник. Почему же тогда "Блоги"? Может быть, чтобы не "Новости"?

При этом "Новость дня" остаётся на сайте и продолжает присутствовать в блоке "Рекомендованнное".

Начиная примерно с 18 часов в новостях СМИ пошёл уже поток сообщений про заявление настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона (Шевкунова), большой материал был, к примеру, на Ленте.ру в 18:45.

На Эхе Москвы - тишина.

Первое сообщение про интервью наместника появилось в 21:31. Всего-то через 8 часов после размещения топовой новости, и через три с лишним часа после вала сообщений о заявлении наместника в других СМИ.

Новость об этом заявлении провисела на сайте пару часов, потом пропала с главной страницы (в 23:25 я её там уже не нашёл).

При этом "Новость дня" оставалась на сайте в "Топ-7" и продолжала присутствовать в блоке "Рекомендованнное".

На этом 29 октября заканчивается, начинается 30-е.

Уром 30-го новость про опровержение еще раз повторяют, в 7:45. Я сам услышал это сообщение в эфире в кратких новостях в 7:45. Решил послушать более подробно в 8-часовом выпуске. Но там этого сообщения уже не было. Возможно, сюжет не так важен для слушателей Эха. Зато им рассказали, что "Для московских контролеров, проверяющих билеты в общественном транспорте, закупят фотоаппараты с возможностью снимать видео".

Ну, думаю, раз сюжет выпал из числа горячих, то и на главной странице его нет?

А вот и ошибаетесь, в блоке "Рекомендованное" читаем всё то же: "На территории Сретенского монастыря в Москве был обнаружен бордель". Возможно, ссылку забыли убрать с сайта по технической оплошности?

Да, в Топ-7 сюжетов вчерашняя "Новость дня" уже не наблюдается. Но в "Топ-7 Новостей" она стоит, правда, уже не под номером 1, а опустилась на номер 2.
-
---------------
Итак, картина ясна до полной прозрачности.

Работают профессионалы, работа идёт по площадям, т.е. им важен эффект в массе, а отдельные зануды никого не интересуют. В крайнем случае есть отмазки, мол, мы же сообщали (для того, думаю, и эти вкрапления, быстро убираемые с главной страницы и из эфира).

----------------
Последний осмотр сайта я сделал только что, в 10:08.

Всё ж любопытно, сколько времени заголовок останется в "Рекомендованнном", и сколько в "Топ-7 новостей".
На регулярный мониторинг сайта у меня нет времени. Но если кто возьмётся отследить, напишите о своих наблюдениях в комментарии.

Дополнение от 30.10.2012 14:05
В комментариях возражают, что попадание новости в Топ происходит автоматически (по числу откликов / ссылок / etc), добавляют, что и со списком "Рекомендовано" так же.

Если это так, то несколько меняются детали описанной выше технологии распространения: не всё тут делалось руками редакции, определённую (крайне предсказуемую) роль сыграли читатели сайта Эха. Поскольку редакция как минимум не торопилась разубеждать читателей в адекватности исходного сообщения (а точнее, явно делала противоположное, детали описаны выше), и не придприняла никаких усилий, чтобы скорректировать заголовок или дополнить текст исходной новости ссылкой на её опровержение, то все выводы остаются в силе.

Дополнение от 14.11.2012
Обнаружил пропущенные мною материалы на сайте Эха, относящиеся к этому сюжету и дополняющие картину.
29 октября 2012 в 18:23 новость, вошедшая в подробный вечерний выпуск новостей.
Сретенский монастырь в Москве оказался в центре скандала
Первая фраза: "Источник агентства РИА «Новости» в полиции утверждает, что на территории монастыря находился бордель. Сами монахи это опровергают". Дальше подробно про скандал и крайне невнятно про опровержение. Напомню, к этому моменту в других СМИ уже подробно рассказывалось про заявление отца Тихона.

Вечером, в 22:12, в разделе "Блоги" появилась запись Евгения Понасенкова (автора, рекомендующего себя как историка и известного своей скандальностью). Там вольный пересказ исходной версии, ничего про опровержение, зато привычные для этого автора нападки на православие и самореклама. Первоисточник не указан, т.е. материал написан специально для сайта Эха).

Еще пример комментариев и аналитики от эховских блогеров: Записи Андрея Тюняева от 29 октября, 16:24 (будем считать, что ещё до широкой известности опровержения) и от 31 октября (с "разбором" опровержений).

(Не знаю, как устроена процедура размещения конкретных материалов в разделе "Блоги", но сам подбор блогеров и согласование с ними тематики и характера публикаций - в руках редакции. Лицо сайта создают в том числе и те, кого хозяева пригласили высказываться).

Второе дополнение от 14.11.2012
Обнаружил, что "Эхо" всё-таки давало сообщение об опровержении отца Тихона вечером 29 октября.
После подробного вечернего выпуска новостей, в 18:31 (через несколько минут после развернутого рассказа о скандале) , была дана краткая новость: Вот её полный текст:
НАМЕСТНИК СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НАЗВАЛ "БЕССОВЕСТНОЙ КЛЕВЕТОЙ" ИНФОРМАЦИЮ О БОРДЕЛЕ В ОБИТЕЛИ
29 октября 2012 | 18:31
"Это яркий пример информационной войны против Церкви", - сказал наместник Тихон. Он пояснил, что в соседнем здании действительно много лет действовала гостиница с самой скверной репутацией и монастырь добивался закрытия этого заведения.
. Это сообщение я обнаружил только сегодня, просматривая подробно архив. Когда же я смотрел сайт вечером 29 октября, никаких признаков наличия этой новости на главной странице не наблюдалось.
Tags: media, news, politics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →