Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Интервью с Анной Яковлевной Варгой

Семья: от Перестройки - до наших дней
http://polit.ru/article/2013/06/07/varga/

... Да, в трудные времена люди сплачиваются, так и было. В те трудные времена, когда мыло лежало на продовольственных полках, но они прошли довольно быстро. Там были способы выживания, утраченные теперь, когда ничего не было в магазинах, но у всех все было дома. Как-то люди знали, где и как достать, купить, с кем договориться,помогали друг другу, сейчас эти навыки утрачены.

Получается, что по мере возникновения стабильности вокруг возникает возможность нестабильности внутри?

Нет, это не так прямо связано. Нестабильность внутри семей могла возникать по разным причинам. Прямая связь только с границами. Если, скажем, границы страны очень закрытые, то границы семей очень открытые. В Советском Союзе за железым занавесом можно было жаловаться на мужа в партком,все дети практически все посещали детские учреждения, ясли, сады, ездили в пионерские лагеря. После перестройки границы страны открылись, границы семей закрылись. Дети не очень ходят в детские сады. « Перед школой надо его отдать на последний год в детсад, чтобы он переболел детскими болезнями до школы.» Если муж(жена) изменяет, – непонятно, кому жаловаться. Границы семьи стали более закрытыми, а взаимодействие между подсистемами внутри семьи стало более открытым. И мы теперь видим семьи без иерархии, где нет детско-родительских, гендерных четких ролей в том виде, в каком они были, , это семья без иерархии, к ребенку меньше требований: он не понимает, почему он должен слушаться. Не понятно, чем взрослые отличаются от ребенка. Они смотрят одинаковые фильмы, носят похожую одежду. Родители обслуживают ребенка- развозят по кружкам, помогают с уроками и т.п. При этом в семейной жизни ребенок не участвует, потому что ее в общем-то нет. Часто ребенок самый важный человек в семье, между родителями идет скрытая конкуренция за внимание и любовь ребенка. Для психического развития ребенка это вредно. В реальности ребенок зависимое существо, без заботы взрослых ему нельзя. А права у него часто как у самого главного. Возникает странное представление о своем весе и положении в обществе, о своих возможностях.

Для того чтобы ребенок не был невротизирован, нам нужно прийти к более иерархической семье?

Нельзя, конечно, иерархию разрушать. Любая социальная система иерархична, в семье она должна быть обязательно по отношению к ребенку, потому что он реально зависим и не может о себе позаботиться.

А почему она исчезла? И когда?

Она начала исчезать лет 70 назад. Это связано с так называемым «исчезновением детства»

Исчезает детство и соответственно исчезает взрослость. Появляются так называемые кидалты- взрослые дети как образ жизни и идеология.

. Родители не очень понимают, как им быть родителями. Слишком много по этому поводу есть книжек; люди, которые читают эти книжки, перестают слушать свои инстинкты. Материнство – уж точно инстинктивная деятельность. Если много тревоги в этой зоне, женщина не слышит себя, у нее не формируется правильная привязанность с ребенком, которая формируется в первые несколько месяцев, и дальше начинаются эти нарушения отношений привязанности, теряется взаимопонимание с ребенком.

Почему исчезает иерархия в семье? Меньше конкуренция с родителями за авторитет у ребенка? Какие-нибудь пионервожатые, что-нибудь другое - их нет, родители остаются. Почему пропадает иерархия?

Потому что родители не уверены в своем праве управлять ребенком и в своей компетенции им управлять. Потому что исчезли общественно сконструированные правила выращивания и воспитания. Их нет теперь - общепризнанных.

То есть причина в расслоении общества, везде разные правила?

И в культуре их нет, и детство исчезает как социально сконструированная категория. Мы не видим ребенка так, как 50 лет назад. Он по-другому воспринимается, считается более злостным и опасным. Если вспомнить эти фильмы про детей-злодеев, ребенок кажется опасным и могущим причинить вред, вместилищем дьявола. Родители не чувствуют себя полезными для ребенка, потому что почти ничего не могут ему дать. Люди меньше проводят время вместе, информацию ребенок добывает легко вполне без родителей. Я знаю много случаев, когда умственно отсталый ребенок в 4-5 лет сам находит мультики в интернете и смотрит их. Это двигательный навык, как выясняется. Понимание картинок – этому не надо учиться, это заложено в человеке, видо-специфическая способность. Тут пользоваться интернетом не надо учить, любой олигофрен это может. Получается, что родители мало что могут дать ребенку. Они не могут объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, потому что у ребенка нет этого вопроса. Нет диалога между родителями и ребенком, нет тех форм взаимодействия, которые позволяют людям, находясь вместе, общаться на уровне речи. Раньше было: мама готовит, ребенок тут же двигается на кухне, она может дать ему что-то поделать из теста полепить, порезать что-нибудь: , общая деятельность. И пока они делают это, они разговаривают. Теперь – когда это происходит? Непонятно. Теперь приготовление пищи очень быстрый процесс. Вы можете купить фарш и тесто вместо их приготовления. Нет необходимого времени для того, чтобы люди вместе что-то делали. . Теперь люди вместе идут в выходной день в торговый центр и там болтаются и глазеют. У них нет общей деятельности, диалогов, общего досуга.
Tags: children, links
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments

Recent Posts from This Journal