Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Айрат Димиев - Классная Америка

По ссылкам от ivanov_petrov попал на фрагмент из этой книги, заинтересовался и прочитал её целиком.

Текст есть в нескольких местах
http://royallib.com/book/dimiev_ayrat/klassnaya_amerika.html
http://www.e-reading.club/book.php?book=1000432

Автор - кандидат химических наук из Казани, в 2001 году поехал в США работать школьным учителем. Преподавал химию в старших классах в двух школах Хьюстона (штат Техас), сначала в обычной, потом в сильной (одной из лучших среди государственных школ). Подробно описывает свой опыт и впечатления от американской школьной системы.

Димиев начинает рассказ с положительных впечатлений, и не жалеет добрых слов о том, что ему понравилось в американской школе и в США в целом. Однако гораздо больше ему не понравилось.

Я, конечно, слышал, что в американских школах учат плохо, и уровень школьников очень низкий, но всё-таки я думал, что там хоть и плохо учат, но учат. Однако из того, что рассказывает Димиев, складывается совершенно драгая картина - американская школа вообще не для того существует, чтобы учить. И дело не только и не столько в учебной программе, но в идеологии ("Every student can learn", "No child left behind"), принципах и приоритетах построения школьной системы, системе выставления оценок, принципах контроля работы учителей. И об этом Димиев пишет подробно, со множеством впечатляющих примеров.

Много раз при чтении мне приходила мысль, что описываемая картина очень похожа на советскую (причём взятую в предельной степени вырождения и карикатурности). Формальная система, мероприятия для галочки, некомпетентное начальство, заинтересованное лишь в положительной оценке со стороны вышестоящего начальства и в карьерном росте, чтобы выполнить инструкции и прикрыть свою задницу, а результат обучения его совершенно не интересует. Привычный абсурд, священные идеологические принципы, которые этот абсурд оправдывают, боязнь говорить правду и вообще высовываться, двоемыслие, доносительство. Просто какой-то рассказ об ужасах совка, но это всё про американскую школу.

Разумеется, советская школа была далека от идеала, но при всех своих недостатках она выглядит недосягаемо передовой на фоне того, о чём рассказывает Димиев. Но зато в американской школе свобода выбора и приоритет прав учеников, их не ругают и тем более не унижают, двоек не ставят, не нагружают, все крайне вежливы и приветливы, а материальная оснащённость просто запредельная. Ну и много других отличий, например, можно учиться в частной школе, если деньги есть. А директор школы может уйти в бизнес и продавать свою методику обучения, дело весьма денежное. Про это тоже была советская поговорка: "Кто умеет работать - тот работает. Кто не умеет - тот руководит. А кто не умеет руководить - тот учит, как надо работать и руководить."

------------
Мне сложно оценить, насколько адекватен рассказ Димиева, и насколько для с американской школьной системы характерны те черты, которые он описывает на основе своего опыта в двух школах Хьюстона. Иногда бывает трудно поверить в то, что он рассказывает, но текст производит впечатление искреннего, а сам автор не выглядит критиканом или очернителем.

Любопытно было бы узнать мнение тех, кто знаком с американской школой не понаслышке.
Tags: books, education
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments