Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Виталий Лейбин. Очевидное-неадекватное

Стать врагом легко. Многие, говоря об Украине, России и Крыме, теряют друзей, ссорятся с близкими родственниками. Это предельный риск: ты можешь даже не хотеть никого обидеть и не призывать к войне и агрессии, но все равно стать врагом народа. Можно даже и не возражать, достаточно не принять безоговорочно тезисы собеседника.

Исследователи средневекового антисемитизма описывают механизм ненависти так: вера в Христа и его воскрешение была для средневекового европейца предельной очевидностью, а люди, которые эту очевидность открыто не разделяли, казались либо злостными обманщиками, либо прямыми порождениями дьявола.
Полный текст

Вспоминается из Касьяновой:

Здесь с полной очевидностью выявилось, что нет такой системы представлений, такого комплекса идей, на который бы сориентировались все бессознательные структуры, заложенные в людях данной страны, данного народа, независимо от их места жительства и сословной принадлежности. Напротив, активизировались самые различные представления, и ни одна система не оказалась способной собрать вокруг себя нацию. Царство "разделилось на ся", и брат восстал на брата, сыновья воевали против отца и жители одного и того же села образовывали разные отряды, стремившиеся уничтожить друг друга.

Разные субкультуры и различные системы представлений столкнулись друг с другом как. глубоко враждебные. Это можно объяснить следующим образом. Именно комплексы идей и системы представлений оформляют словесно и вырабатывают то, что в социальной психологии называют "определениями ситуаций". Это ценностные обоснования различных способов поведения, применяемых в конкретных случаях. Конкретный случай интерпретируется в определении ситуации как "требующий" того или иного действия. Одним концом такое определение "уходит" в конкретную ситуацию, другим - в ценности, которые в данной ситуации осуществляются (согласно императивам данной культуры). Но, как правило, конкретные обстоятельства и способ действия - налицо, ценности же подразумеваются. Отсюда часто возникает недоразумение: непривычные определения ситуаций воспринимаются человеком-наблюдателем как ориентации на какие-то другие ценности, т. е. как отказ соблюдать те, которые в данных ситуациях обычно соблюдаются им самим.

В обстановке столкновения различных субкультур каждая сторона начинает обвинять другую в нарушении ценностей и в преступлении моральных заповедей. И тогда относительно политических противников, относительно людей, проповедующих другие представления, снимаются все моральные ограничения: раз ты не наш (рассуждаешь по-другому), значит ты аморален, значит ты не можешь быть членом нормального общества вообще, а отсюда уже считаем тебя вне закона и с тобой дозволяется делать все, что угодно как с не-человеком. Разгораются дикие страсти на основе морального возмущения, а поскольку локальным культурам плюрализм и терпимость к чужим убеждениям не известны вообще, гражданская война приобретает страшно кровавый и беспощадный характер.

("О русском национальном характере" - 4.5 Русское разночинство в начале XX в.)
Tags: socium, understanding
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments