Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Документы от Human Rights Watch по войне на Украине

(via a_shen)

Восточная Украина: Вопросы международного гуманитарного права

Очень ценный документ, в котором излагаются положения международного гуманитарного права, которые должны применяться в данном конфликте.

Рекомендую прочитать целиком. Тут фрагементы.

3. Можно ли квалифицировать ситуацию на востоке Украины как вооруженный конфликт?

Хьюман Райтс Вотч исходит из того, что с точки зрения международного гуманитарного права (законов и обычаев войны) вооруженное противостояние между украинскими правительственными силами и ополченцами, называющими себя Армией Юго-Востока и Донецкой народной армией, представляет собой внутренний (немеждународного характера) вооруженный конфликт. Сторонами такого конфликта могут выступать либо правительство и вооруженная группа (группы), либо несколько противоборствующих вооруженных групп. Для целей международного гуманитарного права «стороной конфликта» в таком случае могут выступать организованные вооруженные группы, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории страны, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

4. Превращается ли конфликт в Украине в международный из-за объявленного Россией присоединения Крыма?

Нет. В международном праве международным считается вооруженный конфликт между двумя или более государствами.
...
Осуществление фактического контроля Крыма российскими войсками создает применимость международных норм об оккупации на соответствующей территории, однако их присутствие не превращает конфликт на востоке Украины в международный вооруженный конфликт.

Ситуация международного вооруженного конфликта между Украиной и Россией возникнет в том случае, если российские вооруженные силы примут участие в военных действиях на востоке Украины.

5. Применимое право и кто обязан его соблюдать

Внутренний вооруженный конфликт между украинскими правительственными силами и формированиями ополченцев на востоке Украины регламентируется писаными и обычными нормами международного гуманитарного права. Основу писаного права составляет статья 3 Женевских конвенций 1949 г., участником которых является Украина. Эта статья устанавливает минимальные стандарты для всех сторон вооруженного конфликта немеждународного характера.

Все стороны конфликта (и украинские правительственные силы, и вооруженные группы/ополченцы) обязаны соблюдать требования международного гуманитарного права. Это означает, что каждая из сторон обязана уважать и обеспечивать уважение законов и обычаев войны: в случае с правительством – его вооруженными силами, в случае со всеми сторонами – всеми подчиненными, направляемыми или контролируемыми лицами или группами. Это обязательство не предусматривает взаимности. Стороны конфликта обязаны соблюдать нормы гуманитарного права вне зависимости от их соблюдения противостоящей стороной. В данном случае также не имеет значения ни изначальная причина конфликта, ни причина, побудившая какую-либо из сторон прибегнуть к силе, - будь то правительство или ополченцы. Наконец, ко всем сторонам конфликта применяются одинаковые стандарты вне зависимости от различий в тяжести последствий вменяемых нарушений.

8. Какие цели могут служить объектом военного нападения?

Законы и обычаи войны разрешают нападения только на «законные военные цели». Таковыми считаются объекты, которые вносят эффективный вклад в военные действия, и уничтожение, захват или нейтрализация которых обеспечивает конкретное военное преимущество. Это включает вражеских комбатантов, вооружение и боеприпасы, а также объекты, используемые в военных целях. Гуманитарное право признает неизбежность определенных гражданских потерь в ходе вооруженного конфликта, однако оно обязывает стороны всегда и при всех обстоятельствах проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами и наносить удары только по комбатантам и другим военным целям. Гражданские лица утрачивают неприкосновенность на тот период, когда они «непосредственно участвуют в военных действиях».

Законы и обычаи войны также защищают «гражданские объекты», которые определяются как все, что не относится к военным целям. Целенаправленные нападения на гражданские объекты (дома, квартиры, предприятия, места отправления культа, больницы, школы, памятники культуры) запрещаются, если только они не используются в военных целях и не становятся вследствие этого законной военной целью. Такая ситуация может возникнуть в случае размещения вооруженных сил на сугубо гражданских объектах. При наличии сомнений в характере объекта он должен считаться гражданским.

9. Какие нападения запрещаются?

Запрещаются целенаправленные нападения на гражданских лиц и гражданские объекты, как указывалось выше, а также неизбирательные нападения, то есть такие, при которых без разбора поражаются военные цели и гражданские лица и гражданские объекты. Примером последних могут служить нападения, не направленные строго против конкретной военной цели или при которых применяется оружие неизбирательного действия.

Запрещенные неизбирательные нападения включают нанесение ударов по площадям с использованием артиллерии или других средств поражения, при которых в качестве единой военной цели рассматривается несколько явно отдельных и различных военных целей, находящихся в районе, где сконцентрированы гражданские лица и гражданские объекты. Командиры обязаны выбирать такие средства, которые позволяют наносить удар по конкретной военной цели и минимизировать случайные гражданские потери и ущерб. Если применяемое оружие не позволяет обеспечить достаточную точность удара без существенного риска для гражданского населения, то такое оружие не должно применяться.

Запрещаются также нападения, нарушающие принцип пропорциональности. Нападение признается непропорциональным, если, как можно ожидать, случайные гражданские потери и гражданский ущерб окажутся несоразмерными искомому конкретному и прямому военному преимуществу. Противопехотные мины и кассетные боеприпасы запрещены международными договорами и не должны применяться ни при каких обстоятельствах в силу их изначальной неизбирательности.

10. Обязательства сторон при военных действиях в населенных районах

Международное гуманитарное право не запрещает ведения боевых действий в городской застройке, однако присутствие значительного числа гражданских лиц налагает на стороны конфликта дополнительные обязательства по минимизации гражданских потерь и гражданского ущерба. Законы и обычаи войны обязывают стороны конфликта при проведении военных операций щадить гражданское население и «принимать все разумные меры предосторожности» для избежания или минимизации случайных гражданских потерь и гражданского ущерба. Это включает принятие всех разумных мер, чтобы удостовериться, что объект нападения является военной целью, а не гражданским населением или гражданским объектом, а также обеспечение, когда это позволяют обстоятельства, «эффективного заблаговременного предупреждения».

При действиях в населенных районах вооруженные силы должны избегать размещения военных целей вблизи густонаселенных районов и принимать меры к удалению гражданского населения с территории, непосредственно прилегающей к району боевых действий. Воюющим сторонам запрещается использовать гражданское население для прикрытия военных целей или операций от нападения противника. Тактика «живого щита» предполагает сознательное использование присутствия гражданских лиц для прикрытия от нападения вооруженных сил или территории.

Ситуация, когда нападающая сторона считает противника виновным в размещении законных военных целей в населенных районах или вблизи них, не освобождает ее от обязанности учитывать риск для гражданского населения. Использование по военным целям в населенных районах тяжелой артиллерии (оружия с большой площадью поражения) и других артиллерийских систем с баллистической траекторией, не обеспечивающих точного целеуказания (то есть когда цель находится вне зоны видимости) повышает риск незаконных неизбирательных и непропорциональных нападений.

11. Что означает использование тактики «живого щита»?

Использование тактики «живого щита» является военным преступлением и определяется как преднамеренное использование присутствия гражданских лиц с целью оградить от нападения определенные объекты, районы или военные формирования. При этом для наличия состава преступления необходим именно прямой умысел удержать противника от нападения, а не просто размещение в густонаселенных районах или вблизи них военных формирований, вооружений или боеприпасов, хотя последнее также может быть незаконным, как отмечалось выше. Противник вправе атаковать военную цель, прикрытую «живым щитом», однако при этом обязан учитывать соразмерность нападения – то есть соразмерять ожидаемые гражданские потери и гражданский ущерб с искомым военным преимуществом.
...

17. Кто может быть привлечен к ответственности за нарушения международного гуманитарного права?

Серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные с преступным умыслом либо с преступной халатностью, признаются военными преступлениями. Перечисленные как «серьезные нарушения» в Женевских конвенциях и включенные как международные обычаи в Римский статут Международного уголовного суда и другие источники, они включают широкий спектр деяний: умышленные, неизбирательные и непропорциональные нападения, влекущие гражданские потери и гражданский ущерб; захват заложников; использование тактики «живого щита»; коллективное наказание и пр. Отдельные лица также могут быть привлечены к уголовной ответственности за покушение на совершение военного преступления, а также за пособничество, содействие или соучастие.

Ответственность также может наступить за планирование военного преступления или подстрекательство к его совершению. Командиры и гражданские руководители могут быть привлечены в рамках командной ответственности, когда они знали или должны были знать о совершающемся военном преступлении и не приняли достаточных мер к его предупреждению или наказанию виновных.

18. Кто в первую очередь обеспечивает ответственность за серьезные нарушения международного права?

Обеспечением правосудия по фактам серьезных нарушений в первую очередь обязаны заниматься государства, к которым принадлежат в силу гражданства соответствующие лица. Правительства обязаны расследовать серьезные нарушения, к которым причастны их должностные лица, либо иные лица, находящиеся под их юрисдикцией. Соответствующее правительство должно обеспечивать, чтобы военные или гражданские суды или другие институты беспристрастным образом устанавливали факт серьезного нарушения и причастных лиц, а также осуществляли судебное преследование последних в соответствии с международными стандартами справедливого судебного разбирательства и с назначением виновным наказания, соразмерного тяжести содеянного. Негосударственные вооруженные группы не несут такого юридического обязательства по преследованию нарушителей законов и обычаев войны в своих рядах, однако они обязаны обеспечивать их соблюдение, а в случае, если они проводят суды – делать это с соблюдением международных стандартов справедливого судебного разбирательства.
---------------

Письмо Президенту Порошенко в отношении военных операций в Луганской области и Донецкой области Украины

(обращение "в связи с рядом аспектов проведения войсковых операций в Луганской и Донецкой областях, в частности в связи с обстрелом больницы в Красном Лимане и авиаударами по Станице Луганская и Старой Кондрашевской.")
Tags: Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments