Я экзаменатор, моя задача - удостовериться, что Х действительно разумен.
Процедура такова.
Я рассказываю этому Х некоторую мысль (довольно сложную, но не требующую специальной подготовки). Он должен понять и кратко пересказать своими словами. Может задавать вопросы, если что не понял сразу.
Если всё-таки не может понять, пусть расскажет, что конкретно ему непонятно. Пусть объяснит, как именно он пытается понять, какие проблемы при этом возникают, как он с ними пытается справиться, и что не выходит. Пусть расскажет о других случаях, когда пробовал понять - и получилось.
По итогам разговора делается вывод, обладает ли X разумом.
Если нет, то не обязательно там робот, вполне возможен просто недостаточно развитый человек.
----
Конечно, это не критерий разумности, а лишь необходимое условие. Но это гораздо более серьёзное требование, чем проверка способности поддерживать диалог (этому компьютеры уже научились).
А вот проверка способности понимания смысла, самостоятельной обработке этого смысла и формулированию его своими словами - это куда более существенное требование.
------
Для определённости цитаты из энциклопедии.
Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку
...
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания.