Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Объяснить восьмилетнему ребёнку

Есть известный афоризм: "если учёный не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается - он шарлатан" (из романа "Колыбель для кошки").

Эта фраза относится к числу расхожих нелепостей, которые многие любят повторять как какую-то самоочевидную мудрость.

Причём повторяют и люди весьма умные. Например, у Фейнмана эта мысль высказана так: "Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, - вы шарлатан".

Впрочем, у Фейнмана есть и высказывания противоположного характера (думаю, в них он был ближе к истине):
- Я думаю, что смело могу утверждать: квантовую механику не понимает никто
- Если бы я мог объяснить это каждому встречному, то не заслуживал бы Нобелевской премии

И всё же - а почему нельзя объяснить восьмилетнему ребёнку?

Ну, хотя бы потому, что для этого объяснения потребуются базовые знания, которыми восьмилетний ребёнок ещё не обладает. Скорее всего, он просто не поймёт тех слов, которыми учёный попытается ему объяснить.

Ну вот например:
- Феноменологическая теория спиновых волн в ферромагнетиках
- Идентификация неферментирующих аэробных грамотрицательных микроорганизмов
- Нейролептические экстрапирамидные расстройства
- Маркет-нейтральные стратегии рынка акций

Конечно, можно попытаться что-то рассказать совсем простыми словами. Может быть даже ребёнок из этого рассказа поймёт, что дядя занимается изучением магнитов, или распознаванием особенных микробов, или придумывает способы зарабатывать деньги на бирже. Но будет ли это объяснением?

Объяснение (в бытовом смысле) - это процесс передачи понимания от одного человека к другому. Объяснение состоялось, если тот, кому объясняли, в результате приобрёл понимание объясняемого предмета. Если он выслушал, но понимания у него не образовалось, то объяснение прошло неудачно.

Ну а как проверить, что понимание получено? Недостаточно спросить ребёнка, понял ли он объяснение. Нужно проверить, а для этого попросить ребёнка рассказать, что именно он понял.

Для чистоты эксперимента он должен рассказать это не тому учёному, который давал объяснение, а другому взрослому человеку.

Итак, схема проверки такова.

Учёный A за пять минут рассказывает первокласснику о своих научных занятиях. Идентифицирующих терминов при этом произносить нельзя (вдруг ребёнок запомнит и потом воспроизведёт без понимания). Затем ребёнок рассказывает о том, что он понял, другому человеку B (этот B должен иметь образование, позволяющее ориентироваться в этой научной области, но не должен быть знаком с A и его работой). После второго объяснения B должен назвать область науки, направление и тему.

Если удалось по такой цепочке передать область, направление и тему - объяснение состоялось успешно. Если тема потерялась, но удалось всё-же распознать направление - это частичное объяснение, на троечку. Если удалось угадать лишь область - это объяснение предельно низкого уровня (я бы это объяснением вообще не считал). Ну а если ничего определить не удалось - тут полный провал.

Если у кого есть в доступности восьмилетний ребёнок, можете попробовать на досуге. Интересно, каков будет результат.
Tags: children, science, thought, understanding
Subscribe

  • Английская Википедия о расизме в СССР и в России

    За последнее время из американских новостей мы узнали, что почти любую дискриминацию можно объявить расизмом. Достаточно указать на нарушение прав…

  • Неслучившаяся катастрофа

    В первые годы после революции в СССР во многих сферах жизни были проведены коренные преобразования. Мы можем по-разному их оценивать, но живём мы уже…

  • СССР как "империя наоборот"

    В "Эксперте" очень стоящий разговор про устройство СССР как "империи наоборот". В беседе участвуют социолог Александр Филиппов и политолог Юрий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Английская Википедия о расизме в СССР и в России

    За последнее время из американских новостей мы узнали, что почти любую дискриминацию можно объявить расизмом. Достаточно указать на нарушение прав…

  • Неслучившаяся катастрофа

    В первые годы после революции в СССР во многих сферах жизни были проведены коренные преобразования. Мы можем по-разному их оценивать, но живём мы уже…

  • СССР как "империя наоборот"

    В "Эксперте" очень стоящий разговор про устройство СССР как "империи наоборот". В беседе участвуют социолог Александр Филиппов и политолог Юрий…