Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Дополнение про "Письма о нациионализме"

Неделю назад я выложил ссылки на переписку Вадима Чалого и Андрея Тесли по теме нации и национализма. Цикл писем публикуется с продолжением на сайте "Русофил"

Как оказалось, я упустил две части, которые были опубликованы на сайте уже после того, как я в августе скачал первые четырнадцать. saninartem сообщиил мне об этом промахе, теперь набор ссылок исправлен.

Восемнадцатое письмо (последнее из опубликованных на нынешний момент) особенно мне понравилось, и я не могу отказать себе в удовольствии поделиться некоторыми фрагментами этого текста Андрея Тесли.

----------------------
... очень трудно сопоставлять нечто, что есть – с тем, чего нет, реальность, более или менее нам знакомую (или, по крайней мере, представляющуюся знакомой) и воображаемое, которое имеет гораздо меньше сдержек – и, что важнее, имеет особое свойство – возможность мыслить себя непротиворечиво, в отличие от реальности, которая вся из них состоит.

----------------------

Что до того, что самые разные «сотрудники условного Лукойла как-то договариваются между собой», то, этот аргумент для меня слишком слаб – ведь как-то договариваются между собой не только заключенные в одной камере, но даже между зэками и охранниками существует некое взаимопонимание и соглашение. Людям вообще присуще находить способы сосуществования, и мало есть в реальности таких ситуаций, включая самые жуткие, где не возникло бы какое-то «обытовление»: в конце концов, мы знаем, по опыту минувшего столетия, что люди способны обживать даже лагеря смерти. Понимаю, что этот пример крайний, но вынужден отвечать подобным образом, — ведь и Вы склонны регулярно обращаться к крайним случаям, связанным с национализмом. Как и Вам, мне «ужасно жаль погибнуть в Верденской мясорубке», правда, ничуть не веселее мне погибнуть в какой-нибудь «интернациональной борьбе» или стать жертвой «гуманитарной операции». Погибать вообще не хочется, сказать по правде, даже за то, что считаешь истинным, а, уж, просто так – и подавно.

Большинство мест, пригодных для «нормальной человеческой жизни» – защищенной, предсказуемой, находятся там, где у граждан есть право и возможность более или менее действенного участия в определении своей общей судьбы – это национальные государства.

----------------------

Вы говорите, что у программиста, пишущего для «Microsoft», сидя в Калининграде, или у сотрудника «Лукойла» нет никаких обязательств перед местными сообществами, кроме уплаты налогов, «нет моральной обязанности ни делать что-либо ещё для сообщества, ни бросать свои занятия и сливаться с ним», но с этим мне сложно согласиться. У них нет правовых обязанностей, но вполне есть моральные.

«Сливаться с ним» — сильный тезис, и, насколько я понимаю, кроме экстремальных даже не вариантов, а ситуаций, никто не выдвигает подобных требований. А вот то, что принадлежность к сообществу налагает обязательства , в том числе, выходящие за пределы правовых, – вроде бы довольно самоочевидный тезис. То есть, программист из Вашего примера может сознательно дистанцироваться от этого сообщества – но тогда он и будет не «калининградцем», а «вахтовиком», человеком, волею обстоятельств заброшенным куда-то, чтобы там работать положенный срок, и затем навсегда уехать. Но ведь «вахтовик» — весьма известный образ, по своему безразличию к тому месту, где он оказался, и по соответствующим последствиям своей деятельности и такого способа «освоения пространства» для самого этого пространства. Если образ обладателей «более-менее современных профессий» — это образ «вахтовика», то остается сильно обеспокоиться за будущее мира. Более того, «вахтовик» всегда был чужаком там, куда его забрасывала работа, но он имел намерение куда-то вернуться или где-то обосноваться, где уже окажется «своим». А в этом образе будущего, о котором пишете Вы, ему некуда возвращаться или уезжать: он ведь не считает, что у него есть какие-либо моральные обязательства, помимо налогов. В таком режиме – и здесь я возвращаюсь к предшествующей аргументации – он может существовать лишь до тех пор, пока есть достаточное множество людей вокруг него, руководствующихся такой логикой, что они делают его жизнь выносимой для него самого и, к сожалению, пока его собственные убеждения представляются ему непротиворечивыми и совместимыми с жизнью.

----------------------

... мне представляется, что столь радикализируя значение современных информационных технологий, мы повторяем старые ошибки. Мы с Вами знаем, что в том же XVIII веке полагали, что свобода печатания, распространение печатного слова изменит всю реальность. И во многом считавшие так оказались правы, однако границы в итоге не только не исчезли, но спустя несколько десятилетий наступила эпоха «национальных государств». Еще пример: о новом дивном мире много и ярко рассуждали до 2008, но уже девять лет, как даже самые пламенные певцы «мира без границ» поняли, что списывать со счетов государство никак не приходится: оно меняется, и это очевидно, но по крайней мере в обозримых пределах оно остается реальностью нашего существования. И мне бы очень не хотелось жить в мире, где для немногих – а это всегда, по крайней мере, поначалу, привилегия немногих – станет реальной свобода от пространства. По крайней мере, и в нашем разговоре я не слышу, увы, заботы и внимания к тем, кто «не вписался» в этот наступающий дивный мир. А ведь разговор наш идет на его окраине, и если даже в этой беседе столь заметна готовность пренебречь неудачниками антропологического поворота, то, боюсь, как раз мои предрассудки вынуждают меня еще более сторониться такого рода воззрений. Ведь, как известно еще с конца XVIII столетия, предрассудки – необходимая часть нашего разумения и «свобода» от них не только невозможна, но и опасна.
Tags: nation, teslya
Subscribe

  • восстание в Астрахани в марте 1919 года

    в ходе одного из разговоров вспомнил про эту тему, стал искать ссылки сохраню тут П. Силин. Астраханские расстрелы (из сборника С. В. Волкова…

  • В БСЭ 1941 г. тоже есть статья "Россия"

    стр. 441 бумажного издания, стр 240 в pdf (текст в pdf нераспознанный.) Любопытно сравнить. Текст начинается так: " РОССИЯ, русское национальное…

  • Для библиофилов

    Вчера ссылался на 7 том МСЭ. С этой страницы можно скачать распознанный pdf. Там же можно и посмотреть его постранично (вот 237 страница, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments