Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Наталья Холмогорова - про традиционные ценности

скопирую текст, чтобы не пропал

https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710455369031502
https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710591199017919
https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1710695669007472

Прежде всего, очевидно, что говорить о какой-то единой "традиции" - сильное упрощение: в разные эпохи и в разных обществах традиции были очень разные. Однако есть некий общий стержень, связанный с "традиционным образом жизни". А именно, с двумя факторами:

- Людей мало, живут они маленькими замкнутыми общинами, в пределах общины практически все друг друга хорошо знают.

- Жизнь у них суровая. У большинства она на 95% состоит из очень тяжелого физического труда. И абсолютно всем предоставляет множество неиллюзорных возможностей сдохнуть.

Отсюда основные черты традиционного семейного и вообще нравственного уклада:

- Многие формальные структуры современного общества отсутствуют или слабо развиты, потому что в них просто нет потребности.

- Однако жизнь очень жестко распланирована и ритуализована. Человек рождается - и уже точно известно, как будет выглядеть его жизненный путь. Ключевые моменты жизни обязательно отмечаются ритуалами. Отношение к ним очень серьезное. Будни и праздники, общение, развлечения, поведение в тех или иных ситуациях, внешний вид, даже покрой и цвет одежды - все регламентировано. Изобретать ничего не надо. На все существуют правила, жесткие, но понятные и в целом достаточно рациональные; и _все_ об этих правилах знают и более или менее по ним живут. Это важно: традиционный человек никаких особых правил для себя или своей семьи не выдумывает - он просто живет так же, как все вокруг.

- Центральную роль в жизни играет семья.

Семья - это, прежде всего, большой коллектив. Наша модель "муж-жена-ребенок" - это для традиционного человека что-то непонятное, какой-то обрубок. В семье всегда три-четыре поколения. Все они друг друга поддерживают и, при необходимости, защищают. Например, женщина, которую обижает муж, прежде всего идет к своему отцу или братьям, чтобы они с ним разобрались.

И во-вторых, семья - это в первую очередь хозяйственное предприятие. "Ячейка общества", смысл существования которой - выживать вместе, растить детей и приумножать семейное благосостояние, которым дети смогут пользоваться и передать его своим детям.

Соответственно, заключение брака - прежде всего деловое предприятие. Любовь, страсть и прочее - тут вопрос десятый.

Традиционный человек вообще без особого трепета относится к личным чувствам и личному счастью-несчастью. Связано это не с тем, что он такой жестокий и бесчувственный, а с тем, что выживание - причем выживание группы (семьи, общины) - для него важнее.

- Однако и традиционный человек понимает, что мужу и жене очень желательно подходить друг другу по характеру и испытывать друг к другу, как минимум, симпатию. Иначе им будет тяжело работать вместе, и это повредит всей семье.

Поэтому возникают разные формы совместного досуга молодых неженатых людей обоих полов. Они обычно привязаны к каким-то праздникам или видам работы, часто ритуализованы, всегда подчинены определенным правилам. Все эти гуляния, вечорки, хороводы и т.д. и весь "флирт", который там происходит, служит одной цели: дать молодым людям возможность узнать друг друга и выбрать себе жениха или невесту по душе.

Т.е. в традиционном обществе любая околосексуальная активность, ухаживание и т.п. в норме направлены на будущую свадьбу.

- Секс до брака и вне брака в традиционном обществе находится "в сильном подозрении". Отношение к нему бывает разное, от строгого запрета до "пусть молодежь погуляет". Но даже если это строго не осуждается - все равно рассматривается как что-то несерьезное, глупость, которая не должна мешать делу. То есть браку и семье. (Исключением могут быть сексуальные ритуалы, но это очень специфическая тема.)

Мужчина, который ухаживает за девушкой, добивается от нее секса, но жениться не собирается, в традиционном обществе почти повсеместно рассматривается как сексуальный хищник и встречает глубокое осуждение. Вообще говоря, за такое родственники девушки и убить могут.

- Традиционные люди много и тяжело работают. Все. И мужчины, и женщины, и дети, и глубокие старики. Услышав, что "женщина не должна работать", традиционный человек покрутит пальцем у виска: зачем тогда держать в доме нахлебницу? Вкалывают все, иначе просто не выжить. Другой вопрос, что "работа" у них не отделена от "жизни" и не выделена в отдельную сферу. Работа и составляет их жизнь.

- Традиционное общество жестко иерархично. Не в каком-то одном аспекте, а во всех. Жена и дети подчиняются мужу, но муж подчиняется своим отцу и матери, и все они вместе подчиняются сеньору, а у сеньора есть свой сеньор. Молодой мужчина в традиционном обществе крайне редко бывает хозяином самому себе - почти всегда над ним есть старики.

Вопросы статуса, ранга, кто есть кто и кто тут кому господин и т.п. - в традиционном обществе очень важны и имеют самое практическое значение. Это вопрос о том, "кто будет командовать в экстремальной ситуации" - а экстремальная ситуация может случиться в любую минуту.

Кстати, понятия "свободы" и "рабства" для них - тоже не красивые бессмысленные слова, как для нас; смысл у них очень конкретный, очень практический и довольно страшненький.

- Понятно, что при такой жизни совершенно необходимо иногда расслабляться и сбрасывать напряжение. Отсюда то явление, которое Бахтин называет "карнавалом". Особые места, праздничные дни, обстоятельства, когда правила (все или некоторые) отменяются или сильно ослабевают, и народ отрывается на полную катушку.

Многие явления, сильно возмущающие наших блюстителей нравов - трясение попами, бородатая женщина на сцене и т.п. - традиционный человек расценил бы как самые обычные, даже очень невинные элементы карнавала.

Разница в том, что в традиционном обществе карнавал, со всеми своими эскападами и излишествами, знает свое место и не путается с обыденной жизнью.

Понятно, что эта система сломалась не сейчас.

Она начинает видоизменяться и трещать везде, где появляются большие города и более или менее развитое государство. А окончательный ее слом в Европе пошел, видимо, где-то с XVI-XVII века, с началом превращения аграрной цивилизации в индустриальную.

И понятно, что, когда современный человек в совершенно иных условиях пытается воспроизводить какие-то отдельные элементы той системы, вырванные из контекста, часто еще и не понимая их смысла - толку от этого не будет.


Яркий пример - тезис, вынесенный в заглавие прогремевшего недавно интервью Татьяны Черниговской (само интервью, замечу в скобках - яркий пример путаницы на эту тему в современных головах). "Мир так устроен: приличная барышня должна сопротивляться, а джигит - проявлять настойчивость".

И, главное, все аплодируют. 0_0

Откуда взялась эта модель "мужчина настаивает, девушка сопротивляется" и каков ее смысл?

Это элемент выбора невесты/жениха, испытание, позволяющее юноше и девушке оценить моральную стойкость и серьезность намерений друг друга.

Джигит подваливает к барышне, обхаживает и зовет на сеновал - то есть предлагает нарушить конвенциональные нормы. Приличная традиционная барышня отвечает сдержанно, от сеновала решительно отказывается. "Ага! - думает он. - Она морально устойчива, не дура, не слабохарактерная, "развести" себя не дает. Значит, можно надеяться, что такая жена не нанесет порухи моей чести, и дети у нее точно будут от меня". Но и барышня испытывает джигита. Вот она отказалась - что дальше? Порядочный человек либо извинится и отойдет, либо скажет: "На самом деле намерения у меня самые честные: что скажешь, если я пришлю к твоим родителям сватов?" А если продолжит "проявлять настойчивость" - очевидно, это человек непорядочный, сексуальный хищник, от него надо держаться подальше.

Т.е. правильная реакция барышни на такого джигита, согласно традиционным нормам - решительный отказ. И джигит, согласно тем же нормам, должен этот отказ принять и расценить положительно.

И тот ответ женщины, который в современном сознании трактуется как хитровывернутое "на словах нет, но на самом деле да, ты просто посильнее настаивай", на самом деле имеет совершенно другой смысл. Вполне рациональный. "Просто так заниматься с тобой сексом я не буду; но ты мне нравишься, и я готова выйти за тебя замуж. Присылай сватов".

Если перспектива брака исчезает из виду, если речь идет только о сексе, а конвенциональный запрет на секс вне брака отсутствует - эта модель обессмысливается. Превращается в какую-то ролевую игру с элементами БДСМ, с непонятными и, вообще говоря, потенциально очень неприятными перспективами. Он настаивает, она сопротивляется, он сильнее настаивает, она сильнее сопротивляется... и чем это должно закончиться? И в какой момент и по каким признакам он должен понять, что она действительно не хочет, если "приличная девушка должна сопротивляться" и "нет - это на самом деле такое да"? Как пить дать, дело кончится уголовщиной. :(

Традиционные люди, играя в такие игры, понимали их смысл и знали правила; нынешние поборники "традиций" предлагают играть без правил.


Итак, традиционное общество с присущими ему семейными ценностями начало разрушаться в Европе примерно с XVI века (в России чуть позже, но ненамного). В XIX веке, который многие консерваторы берут за образец, оно находилось в стадии активного распада. Характерно в этом смысле викторианство - яркий образчик "фофудьи", т.е. попыток искусственным путем сохранить ценности, которые явно отмирают. Преувеличенный и напыщенный культ романтической любви в сочетании с боязливым отвращением к сексу и упором на "приличия"... ну, это было по-своему красиво, но очевидно нездорово, и ясно было, что долго не продержится.

Оно и не продержалось.

С начала ХХ века (если не раньше, см. социалистов середины XIX века) начали стремительно рушиться утратившие смысл в глазах культурного европейского человека нормы и запреты. Рушились одна за другой, а люди наслаждались новообретенной свободой и радовались, что теперь никакие ханжи со своими запретами не помешают им любить друг друга физически. В любых позах, видах, сочетаниях и обстоятельствах, руководствуясь только своей совестью и внутренним чутьем. Ура, свобода!

Завершилась сексуальная революция. Культурный европейский (и российский) человек, несколько взмыленный и ошарашенный, обводит взор окрест себя - и обнаруживает, что остался "голым на голой земле". Или почти голым.

У него есть общая установка времен сексуальной революции, что секс - это хорошо. В принципе хорошо, всегда и везде. Что это такое самоценное занятие. И что отказывать в сексе, себе или другим, могут только унылые и злобные ханжи.

От сложной системы правил и табу осталось два: нельзя насиловать и нельзя совращать детей. Потому что подавляющему большинству людей совесть и внутреннее чутье все-таки говорят: нет, есть же предел, вот ЭТОГО и правда совсем нельзя! Хотя у некоторых особо одаренных и тут возникают сомнения.

А больше нет ничего.

Все остальное - на личное усмотрение.

"Я полюбил девушку - теперь, наверное, надо на ней жениться?" - Ну... хочешь - женись, а не хочешь - живи так. Какая разница?

"Я переспал с девушкой, и она забеременела - что делать?" - Ну... что хочешь, то и делай. Много есть вариантов. Это твое личное дело, никто не вправе тебя осуждать.

"Немолодой учитель соблазнил старшеклассницу". - Ну... и что? А может, они любят друг друга! Знаете, любовь преодолевает все преграды, и возраст ей тоже не помеха! Тем более, старшеклассницы бывают такие аппетитные, м-м...

"Жена мне изменила! Как она могла?" - Ну... с одной стороны, это как-то нехорошо, а с другой, она свободный человек, почему бы и нет? Кстати, о сексе втроем с ее любовником не задумывались? А вы подумайте!

"Я пошла на вечеринку, там страшно напилась, меня отымели всей компанией, и теперь мне как-то неприятно и противно". - Ну... а, собственно, почему? Всем же было весело! Раскрепостись и не парься!

И так далее.

Вместо "да" и "нет" - сплошное "а почему бы и нет?", "если очень хочется, то можно!" и "да вообще никакой разницы!"

Полная свобода, имеющая и другое название: аномия. Беззаконие. Отсутствие правил и ориентиров.

Немного порадовавшись этому празднику непослушания, человек понимает: что-то здесь не то! Где-то меня поимели (во всех смыслах). Честно трахаюсь со всеми встречными, а счастья нет. Какие-то бессмысленные телодвижения. Иногда еще и с разными неприятными последствиями. И общее ощущение какого-то болота, в котором хорошо только сутенерам и производителям порнографии.

На личном уровне катастрофа не обязательна. Здравый человек сам выбирает себе какие-то ориентиры (и чаще всего они оказываются самыми традиционными: долгосрочные прочные моногамные отношения, семья и дети), сам для себя устанавливает правила и стратегии - и как-то живет. Совести и внутреннего чутья ему хватает.

Ну так и в 90-е не все ушли в бандиты, большинство остались нормальными честными людьми. Но бал правили бандиты, и атмосфера в обществе была... нехорошая.

Вот так же и здесь.

Аномия для общества плоха. Она снижает качество жизни, отравляет атмосферу, поощряет "хищников" - тех, кто сознательно и принципиально обращается с ближними плохо. Она. наконец, уничтожает смысл. Если все одинаково и все равно - ничто не стоит труда, и сама жизнь не стоит того, чтобы жить.

И то, что происходит сейчас, со следующим поколением - то, что в народе называется "феминистки совсем оборзели" и вызывает разные гневные вопли - на самом деле не что иное, как естественная реакция на аномию в брачно-сексуальной сфере.

Следующее поколение, насмотревшись на "праздник непослушания" и последующее похмелье - пытается какие-то правила все-таки ввести и какие-то запреты вернуть.

Но старая схема себя исчерпала. Нет больше таких суровых условий, в которых можно выжить только сплоченной группой. Появились средства предохранения - нет больше жесткой связи: "занялись сексом -> родились дети". Большинство людей сейчас - вольные птицы, у них нет никакого "семейного дела" или "семейного состояния", которое мотивировало бы непременно заводить детей и все это им передавать. Неимоверно повысился уровень жизни и появилось много свободного времени, чтобы прислушиваться к себе, искать личного счастья и т.п. Вообще все изменилось ОЧЕНЬ сильно. И попытки волевым усилием "вернуть традицию" - как у радикальных мусульман - выглядят дико.

Словом, вокруг выживания и продолжения рода как главного принципа схему больше не построишь.

Что делать?

Современное движение против аномии отталкивается от последних двух запретов, которые еще остались - на изнасилование и на педофилию. Первый говорит о сексе против воли партнера, второй - о сексе с партнером, который не понимает, что происходит. Т.е. два выживших "кита" традиции - это добровольность и осознанность.

Сексуальные "грехи" современного мира - все, так или иначе, грехи против добровольности или осознанности. Харасмент - приставания начальника к подчиненным (или просто приставания в рабочей обстановке, где люди _вынуждены_ друг с другом общаться). Секс по пьяни - партнер мог не понимать, что происходит. Обман, манипуляция - партнер был введен в заблуждение и не мог правильно оценить ситуацию. Ущипнул за попу - а разрешения-то не спросил! И так далее.

По той же логике, к тому сексуальному поведению, которое раньше считалось неприемлемым, но принципов добровольности и осознанности не нарушает (например, к однополым отношениям), претензий нет.

Насколько это удачная попытка?

Сами принципы-то хорошие, но, на мой взгляд, явно недостаточные. Они не отвечают на вопрос "зачем?" - а это важнее, чем вопрос: "чего нельзя?"

Возведенные в абсолют, они очень сильно бьют по спонтанности и вообще по сильным чувствам, по определению иррациональным. А ведь сильные чувства - одна из главных причин, по которой мы до сих пор вступаем в отношения. Влюбленный не может мыслить здраво - и если следовать этой логике, получается, что именно влюбленным-то заниматься любовью и нельзя. Надо подождать, пока любовь остынет, все хорошенько взвесить - и только потом...

Кроме того, стремление разобрать по косточкам и оценить настолько сложное, глубинное, во многом до-сознательное явление, основываясь только на "рассудке" и "морали" (причем и то, и другое понято довольно примитивно) - это очень знакомый тренд: Просвещение, Толстой... в общем, хороших результатов не бывает у этого. И действительно, стремление к добровольности и осознанности местами доходит до чего-то чудовищного - как в историях, когда маленьким детям предлагают самим выбрать свой пол, а потом начинают пичкать гормонами. Реальность больше нашего разума; это важно понимать.

Словом, над новой схемой надо еще много думать.

Однако нельзя не заметить, что общая тенденция такова: осуждению подвергается такое поведение в сексе, которое и традиционная, и буржуазная, и даже советская мораль считала "грязным", непорядочным или маргинальным. И поощряются ценности вполне традиционные: моногамия, серьезные и прочные отношения, честность, ответственность друг за друга, тесная связь отца с детьми и забота о детях.

По-моему, это поворот в правильную сторону, и консерватор и традиционалист может его только приветствовать.

Проблема в том, что очень многие наши "традиционалисты" выросли и сформировались именно в период аномии (у нас она ползучим образом распространялась с 1970-х и расцвела в 1990-е).

И эта аномия и стала их настоящей традицией - единственной, которую они знают. Хаос стал образцом космоса.

Ругательски ругает такой гражданин леваков и феминисток, разрушающих традиционную мораль; но стоит копнуть чуть глубже - а там...

Там выясняется, что, по поговорке, "традиционных ценностей у нас две - развод и аборт". И весь крестовый поход - за то, чтобы фланировать между женой и тремя любовницами, хватать всех встречных девиц за разные места, от беременных подруг делать ноги, и вообще "чтобы у меня все было и ничего за это не было".
Tags: culture, links, socium
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments