Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Владимир Можегов "Расовая Америка: между человеком придуманным и реальным"

Эта работа (в трёх частях) была опубликована в 2013 году на портале "Терра Америка".

Сайт теперь недоступен, но в архиве тексты сохранились.

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Копия первой части доступна также на портале МаксПарк.

Конечно, я понимаю, что рассуждения о национальном духе и культурных константах - особый жанр, это всегда тонкие материи, требующие глубокого знания и чувствования. И тем более применительно к чужой стране. И уж не говоря о том, насколько вообще возможно рассуждать о культуре современных обществ как о чем-то определённом и едином.

Поэтому к такому жанру всегда отношусь с осторожностью.
Но всё-таки текст стоит того, чтобы прочесть его целиком.
Тут приведу некоторые фрагменты.

-----
Можно сказать, что вся официальная история Америки от принятия Декларации Независимости и до сего дня есть неусыпная борьба за идеалы Просвещения и чистейший евгенический эксперимент по выведению «нового человека» – самодостаточной личности, самостоятельно выбирающей для себя основания своего бытия и его направления.
...
В 1630 году Джон Уинтроп, будущий губернатор штата Масачуссетс, перед тем как сойти на берег с партией новых переселенцев произнесет знаменитую проповедь о «Городе на Холме» – будущем мессианском царстве, новом Иерусалиме, где найдут пристанище все «блаженные духом»…

С тех пор слова о «Городе на холме, на который обращены все взоры», произносились в Америке не реже чем «Мы, Народ» (с которых начинается ее Конституция)... «С 1630 года не было ни одного поколения американцев, которое не было бы убеждено, что они, так или иначе, являются избранным народом и живут на земле обетованной, где «течет молоко и мед», данной им Господом, чтобы заниматься коммерцией и процветать», как заметил один современный американский социолог.
...
В аллегориях пуритане черпали истинное свое вдохновение. Эти аллегории были как будто окутаны неким сиянием, в котором окружающая реальность принимала причудливые образы древних библейских мифов: где Атлантика обращалась Красным морем, английская королева Мэри – Египетским Фараоном, берег нового континента – древней Палестиной, а сами переселенцы – Новым Израилем... Можно назвать это шизофренией (с точки зрения медицины), или прельщением (с точки зрения традиционного христианства), или мессианством (с точки зрения самой пуританской секты), но эти аллегорические галлюцинации многое могут объяснить нам в Америке...

Как могли совершать все это истово религиозные люди, называвшие себя «святыми» и «избранным народом»? На самом деле понять это не так сложно. Пуританам помогало сознание собственной исключительности и отношение к внешним как заведомо лишенным права на спасение. Это относилось даже к католикам-ирландцам, что уж говорить о дикарях, вопрос о наличии души у которых еще не был даже решен.
...
Работорговля интерпретировалась пуританами столь же аллегорически, оправдываясь уже не только выдержками из Второзакония, но и сказаниями о патриархе Ное, проклявшем своего сына Хама и отдавшем его в рабство двум другим своим сыновьям, Симу и Иафету.

Но к середине XIX века мессианизм «города на холме» отцов-основателей оделся в респектабельные светские одежды и получил развитие в идее «явного предначертания» (1845 год), согласно которой Бог предопределил существование Американских Штатов от Атлантического океана до Тихого.

Экспансия «явного предначертания» расширяла пространство, которое пронизывал мессианский свет «избранной нации меньшинств», но не могла, конечно же, изменить природы этого света, остававшегося столь же безжалостным к лишенным спасения «внешним».
...
Просвещение внушило современному обывателю представление о Гражданской войне как о борьбе просвещенного человека Севера против погрязшего в расовых предрассудках рабовладельца Юга за торжество равенства и свободы. Правды в этом мифе очень немного. Вернее сказать — ее нет в нем вовсе. «Войной за свободу» Гражданская война действительно была, но лишь с позиции конфедератов, воевавших за свою независимость. Что же до «равенства», то ни отмена, ни сохранение рабства никогда не назывались главными целями этой войны (не будем забывать, что на стороне северян сражались четыре рабовладельческих штата).
...
Рабство на территории США было вынуждено отменено в последний год войны из соображений чисто политических, главным образом ради предотвращения вступления Англии и Франции в войну на стороне Конфедерации.

Но если эта война не была войной за отмену рабства, чем же она была?

Прежде всего, это было столкновение двух миров, двух эпох, двух мировоззрений: аристократической, патриархальной цивилизации Юга и буржуазной, промышленной цивилизации Севера, мира сельских усадеб и помещиков-землевладельцев с одной стороны и мира банкирских домов и промышленников-капиталистов — с другой.

Гражданская война привела к победе индустриальной цивилизации и уничтожению патриархальной цивилизации Юга. Негры получили свободу, а некоторые даже разбогатели на махинациях. Но подавляющее большинство было обмануто так же, как позднее были обмануты большевистской пропагандой русские крестьяне или немцы, разоренные финансовыми махинациями с маркой после Первой Мировой войны.

Земля, обещанная неграм, оказалась скуплена в основном богатыми янки, имевшими возможность за нее заплатить. Негритянская же масса в результате «реконструкции» обратилась в то самое население трущоб, каковым большей частью остается и по сей день.

«Реконструкция» из одних черных сотворила бандитов и хулиганов, а прочих вогнала в тиски нищеты; из белых же аристократов сделала убежденных расистов. Так завершился второй раунд борьбы за «Нового человека».

...
Еще одним важным фронтом борьбы за создание «американской расы» стала евгеника, идеи которой получили в то время широкую популярность в Европе. Но именно Америке выпала честь стать пионером в области социальной инженерии и расовой гигиены и первой в мире ввести евгенические программы принудительной стерилизации в государственном масштабе.
...

Известно, что изначально деление мира на «святых» и «проклятых» в учении пуритан сочеталось с их нацеленностью на успех и горячей верой в свою миссию по переустройству мира. Последнее заставляло их обращаться к «отверженным», вербуя среди них союзников в своей борьбе.

Естественно, обращаясь с проповедью к беднякам-крестьянам, пуританские вожди не говорили им об их фатальном предопределении к вечной смерти. Наоборот, здесь звучали слова о равных возможностях, и вратах рая открытых каждому, стоит только дерзнуть.

В лихорадочном, разрываемом религиозными войнами английском обществе того времени проповедь грядущих Перемен и ожидаемого Царствия Божия имела большой успех. «К началу 30-х годов XVII века Англия покрылась густой сетью полулегальных и нелегальных церковных собраний, игравших роль своего рода народных «просветительных» клубов». «Просвещение» неграмотного народа в этих пуританских «клубах», выдержанное в яростно антицерковном и антимонархическом духе, привело, как известно, к революционному взрыву, воцарению Кромвеля и казни короля Карла.

Те же приемы пропаганды наследники отцов-пилигримов (уже в тесном союзе с герметичным масонством) использовали в подготовке американской революции. И именно здесь, в Новом мире, под новым небом «американской мечты», их предприятие ждал поистине грандиозный успех.

Таким образом, даже не национализм, расизм или евгенические эксперименты (эти в сущности естественные для «природного человека» этапы становления), но изначальная двусмысленность и двуликость – навсегда определили природу американского общества. С самого начала раздвоенный язык пуританской «проповеди свободы» одними словами был обращен к тесному кругу «избранных», и несколько иными – к внешнему профаническому миру «отверженных».

Эта невидимая черта, отделяющая среднего американца от других непросвещенных, неиллюминированных народов, но в еще большей степени - американский народ от его собственной элиты – сохраняется и поныне. Внутри «Города на холме» есть свой, внутренний Замок «избранных святых» со своим внутренним герметичным идейным кодексом. Вот главная неудобная тайна Америки, которую она тщательно пытается скрыть и которая по сей день остается неизбывным источником лицемерия и двуличия ее политической и социальной реальности.
Tags: history, ideology, politics, usa
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments