Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

О потерях на сломе эпох

Хороший текст Ольшанского о том, что было потеряно в результате разрыва культурной и социальной преемственности в катастрофе 1917 года.

Но к этому надо бы добавить, что наше общество пережило и ещё одну потерю, когда после 1991 года кончилась подсоветская жизнь.

Когда настали благословенные 90-е, со всей невиданной свободой, с появлением массы новых возможностей и множества непривычных угроз, прежняя жизнь обрушилась, и вместе с нею смыло не только официозный "коллективизм", не только "моральный кодекс строителя коммунизма", но и те ценности и установки, которые реально обеспечивали возможность человеческой жизни среди всех катастроф и пертурбаций двадцатого века.

Это были и чудом уцелевшие остатки "благородных", "интеллигентских" ценностей - уважение к личности, достоинство, гуманизм, честность, бескорыстие - всё то, что вопреки напору новой "пролетарской" этики сохранилось в 30-е и 40-е, проросло в 50-е и оформилось в поздние, уже относительно вегетарианские времена позднего СССР. А ещё это были самые "низовые", "простонародные" установки и привычки - доверие, человечность, солидарность, общинный дух, в конце концов, родственная и соседская взаимопомощь. Не сказать, чтобы это было свойственно всем советским гражданам, но это признавалось правильным и достойным, а отступать от этого считалось постыдным.

Чтобы не быть голословным. Вспомните героев любимых фильмов. Жеглов, отдающий свои карточки обворованной соседке по коммуналке - и сотрудник, выигравший в лотерею. Герои "Белорусского вокзала", помогающие друг другу и спасающие пострадавшего от удара током парня - и молодой хозяин автомобиля, отказавшийся ехать в больницу. Аким и Гога из "Таёжной повести". Юрий Деточкин и Дима Семицветов. Герои Караченцова и Боярского из фильма "Старший сын" по пьесе Вампилова. Персонажи фильма "Кин-дза-дза" Владимир Николаевич и чатланин Уэф. Можно привести ещё множество примеров, но, думаю, мысль понятна. Положительный герой был человечным и бескорыстным (хотя не лишённым множества недостатков), а его антагонист был эгоистичным и непорядочным.

Так вот, все эти чудом пронесённые через советские десятилетия человеческие ценности держались не столько на официальной советской идеологии, не на системе образования, а в первую очередь на семейном воспитании, на сохранённом вопреки духу эпохи общем понимании "что такое хорошо и что такое плохо", а также на образцах поведения, представленных в литературе и кинематографе. Эти установки и так истончались и размывались, уходили вместе со сменой поколений (вспомните тот же "Белорусский вокзал" или героев фильма Хуциева "Послесловие"). Они всё же могли воспроизводиться, но только при сохранении стабильного уклада жизни. А в 90-х этот уклад рухнул, и все эти "интеллигентские заморочки" и "устаревшие представления о жизни" были объявлены "пережитками совка" и выкинуты на помойку под гогот новых хозяев жизни и их интеллектуальной обслуги.

И после этого отката и обвала возврат к человеческому начался уже с не с уровня Юрия Деточкина или прораба Владимира Николаевича, а с подросткового уровня Данилы Багрова, который, подобно героям Патонова, как будто впервые начал жить на свете и своим первобытным умом постепенно доходить до простейших нравственных истин.
Tags: socium, thought
Subscribe

  • How high the moon

    Вроде бы просто задорная эстрадная песенка с приятными гармоническими переходами Но когда её играют джазисты, получается что-то особенное.…

  • Hey Joe - Joscho Stephan Trio

  • C'est Si Bon

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments