Мне кажется, этот тупик в значительной степени является следствием крайней бедности языка для разговора о теме нации и национальной идентичности. Дискурс о вопросах нации не разработан, общепринятых терминов нет, зато есть общепринятые заблуждения и дискурсивные ловушки. Из-за этого собеседники вынуждены высказывать свои мысли и ощущения в образно-метафорической форме. Каждый участник в отдельности может понимать и различать в уме оттенки смысла, но отчётливо высказать и быть верно понятым уже затруднительно, а удержать этот смысл в разговоре совсем не выходит. В результате скатывание в дискурсивные ловушки оказывается почти неизбежным.
Вот навскидку несколько привычных отождествлений и противопоставлений:
- фокусировка на национальном вопросе означает подсчёт процентов крови;
- либо гражданская нация, либо этно-национальное государство;
- если без выпячивания наций, тогда империя (отсюда часто выводят, что СССР был империей, и даже подобием Российской Империи);
- если уважать права малых народов, то нужны национально-территориальные автономии.
Отдельно стоит назвать рудименты советского идеологического дискурса:
- "национальность" - врождённое свойство человека, она определяется по происхождению;
- "национальность" - это про состав крови; она может быть "чистой" (и тогда она только одна, напр., если украинец, то не может быть русским), или "смешанной" (напр., на 50% русский, на 25% украинец, на 25% удмурт);
- "национальность" - личное дело человека, интересоваться чужой национальностью некрасиво ("какая разница, кто какой национальности? лишь бы человек был хороший");
- повышенный интерес к "национальности" - это что-то нездоровое, порождает экстремизм;
- для современного человека "национальность" не очень нужна, это пережитки;
- русских много, на что им ещё жаловаться?
- для устойчивости многонационального государства (империи) нужно подавлять идентичность основного народа (русских);
- проявление русской идентичности это шовинизм, обижает другие народы, граничит с фашизмом;
Всё это реальные и многократно встречающиеся "тезисы" (не всегда явно формулируемые в виде тезисов, но легко считываемые). Одни из них могут противоречить другим, не все они могут жить в одной голове, но почти при каждом широком обсуждении значительная часть из них проявляется.