Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Ликбез про ликбез

После того, как Михаил Поваляев вчера перепостил в ФБ ссылку на фотографии школы № 10 в г. Ногинске (до революции - г. Богородск), разгорелось очередное типовое столкновение на тему образования в дореволюционной России.

Сам я вовсе не специалист по этой теме (так, читал кое-что), но раз уж меня тоже зацепило, напишу тут обо всём по порядку, со ссылками и картинками. Вдруг кому пригодится.

Та школа, с которой в этот раз началось


Средняя общеобразовательная школа № 10 в Ногинске по праву может считаться самой красивой в Московской области. Здание, возведенное в 1908 году, с тех пор практически не изменилось. Изначально это было двуклассное училище при Богородско-Глуховской мануфактуре Арсения Морозова — на фабриках требовались грамотные работники.



Изначально в фабрично-заводской школе обучались только мальчики — будущие рабочие фабрик. Обучение было бесплатным, детям выдавались чернила, линейки, набор столярных инструментов. В 1914 году система обучения изменилась, и школа стала восьмилетней, причем обучались в ней как мальчики, так и девочки.

Больше фотографий и описание по ссылке

Если вдруг кто думает, что школа, построенная Морозовым, это очень-очень особенный случай, чудачество миллионера, а всё остальное было погружено в тьму невежества, он ошибается.

По ссылке альбом с фотографиями зданий, принадлежащих Московскому Городскому общественному управлению народного образования.

Выборочно три фотографии (их там множество):

Городской Народный Университетъ им. А. Л. Шанявскаго


Училищное зданiе им. В. А. Бахрушина


Училищное зданiе им. Императора Александра II


Как водится, в обсуждение быстро подтянулись борцы за светлое имя большевиков с известной песней о неграмотной и отсталой России. В качестве аргумента принесли карту низкого уровня грамотности по данным переписи 1897 года.



И конечно же, преодолеть эту безнадёжную вековую отсталость удалось только за счёт большевистской программы ликвидации безграмотности. Ну а всякие булкохрусты, царебожники и любители кнута корчатся в бессильной злобе.

Хорошо поработала советская система пропаганды, советские мифы и шаблоны мышления крепко сидят в мозгах. Так что придётся высказать некоторые банальности (заранее прошу прощения).

При минимальном обдумывании сути вопроса легко понять, что никаким наскоком проблема массового образования не решается. Нужна система, эту систему нужно выстраивать, для неё нужны не только здания школ и университетов, но ещё и преподавательский корпус. И его ведь тоже нужно готовить (а откуда ещё взять? импортировать?), а для этого нужны университеты и педвузы. А для них тоже нужны преподаватели, профессора. И их ведь тоже нужно где-то взять в требуемом количестве, и так далее.

И становится ясно, что систему нужно строить планомерно и много лет (вернее, десятилетий). Процесс этот нужно организовывать и направлять, причём направление это не только вширь, а в значительной степени сверху вниз. И в социальном плане сверху вниз (сначала образование высшей элиты, аристократии, затем дворянства, затем широких городских слоёв), и в профессиональном (сначала нужны профессора, затем от них учатся доценты, далее учителя гимназий, училищ, народных школ и т.д.).

И такой процесс в Российской Империи шёл.

Некоторые ссылки на специалистов.

Б.Н.Миронов. Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет. Х–ХХ вв.
Конечно же, стоит читать соотв. раздел в монографии Миронова "Социальная история России".

А.И.Любжин. Ликвидация безграмотности: большевики VS императоры
Тут запись беседы, популярный уровень, разобраны основные аргументы. Алексей Любжин (philtrius) известный специалист по истории системы образования в РИ, у него книги, статьи, в сети легко найти тексты и записи выступлений.

С.В.Волков. Кое-что о «демократизме» в сфере образования
(там и про пресловутый деляновский циркуляр, и про многое другое).
Более подробно в его книге "Почему РФ не Россия" (там и множество данных статистики, и главное, общее описание роли, которую играла в РИ система образования.)

Ещё навскидку популярный очерк (думаю, их можно найти немало, мне попался этот)
Борис Романов. Грамотность и образование в царской России

В вопросе об истории развитии грамотности крайне важно смотреть на динамику процесса. Многие любят лобовые противопоставления: вот почти неграмотная Россия 1897 года, а вот поголовная грамотность в СССР 1959 года. Было-стало, два мира - два детства и т.д. И карта 1897 года тут не случайна, там зафиксирован ещё довольно низкий уровень общей грамотности.

Но если посмотреть на динамику процесса, картина выглядит совсем иначе.

Вот табличка из упомянутой статьи Миронова


Мы видим, с какой скоростью росла грамотность в начале XX века, и что опережающими темпами грамотность повышалась именно среди "запоздавших" (сельское население относительно городского, женщины относительно мужчин). И если сравнить столбцы за 1897 и 1920, общий рост грамотных примерно в полтора раза (с 28% до 44%), по женщинам вдвое (с 16 до 32), по сельскому населению почти в 1,6 раз (с 24% до 38%). И грамотность городского населения уже довольно высокая (мужчины 81%, женщины 67%).

Тут нужно пояснить, что данные за 1920 год показывают результат работы образовательной машины, выстроенной в Российской Империи. При всём желании только что пришедшие к власти большевики не могли существенно увеличить её мощность или улучшить её производительность. Для этого нужно откуда-то взять новые кадры, создать новые программы и передовые методы. Тут одной диктатуры пролетариата недостаточно, при всём богатстве фантазии нужна длительная планомерная работа.

Упомянутый оппонент (не называю, дело не в фамилии) стал спорить, что 1920 год - это вовсе не 1917, проценты выросли, потому что уже началась ликвидация безграмотности. И в доказательство товарищ дал ссылку на статью "Ликвидация безграмотности в СССР". Я открыл статью и увидел впечатляющие подробности. Далее цитаты (выделение в тексте моё):

"26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.
...
По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.
...
Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?

В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов.

Правда, часто малограмотный, возвратившись к привычной жизни (тяжелее было женщинам), забывал полученные в ликпункте знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – грозно, но справедливо предупреждал агитационный плакат: до 40% окончивших ликпункты возвращались туда снова.
...
В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.
...
Кроме того, помимо всяческих поощрений для учащихся: торжественных вечеров, выдачей дефицитных товаров, было немало и карательных мер с «перегибами на местах» – показательные судебные процессы – «агитсуды», штрафы за прогулы уроков, аресты. Тем не менее, работа шла."

Тут даже не надо ничего комментировать, настолько всё ярко и доходчиво. И про цели и задачи, и про методы работы, и про "перегибы на местах".

Как известно, различного рода педагогические эксперименты в СССР продолжались до середины 30-х годов. Конец им положило разгромное "Постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпросов". Тогда же сверху осудили "антимарксистские, антиленинские, по сути дела ликвидаторские, антинаучные взгляды на историческую науку" (т.н. "историческую школу Покровского"). В результате система массового образования была во многом возвращена к ухудшенному варианту дореволюционных школ (но не гимназий!), в школах вновь стали изучать историю (вместе с обязательной "марксистско-ленинской идеологией"). Но тут мы уже уклонились в сторону, тема истории системы образования в СССР требует отдельного разговора.

Подводя итоги.
Действительно, за несколько десятилетий советской власти удалось повысить процент грамотных и к 1959 году довести его до уровня 98-99%. Спор вовсе не об этом, успехов массового образования СССР нельзя не видеть. Но нужно понимать, что база под эти успехи была заложена в Российской Империи, развитие образования в которой шло успешно и быстро. Достаточно просто осознать, что все педагогические кадры 1920-х - 30-х годов были либо обучены до 1917 года, либо их учителями были те, кто получил образование в дореволюционной России. На своей собственной базе образовательная система СССР стала развиваться только в послевоенные десятилетия, и уже в 60-х годах падение её качества стало одним из факторов деградации всей советской системы.
Tags: education, history, links, socium
Subscribe

  • про зацикленность и упёртость

    Иногда спрашивают, почему я так много пишу на такую-то тему. В смысле, зачем это вообще, и главное, в таком количестве, когда важнее другое. Ответ…

  • 55

    это как 50, только на пять больше

  • Покрова на Нерли

    Храм Покрова на Нерли при разном освещении (фото из группы "Старые города и посёлки" в ФБ)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • про зацикленность и упёртость

    Иногда спрашивают, почему я так много пишу на такую-то тему. В смысле, зачем это вообще, и главное, в таком количестве, когда важнее другое. Ответ…

  • 55

    это как 50, только на пять больше

  • Покрова на Нерли

    Храм Покрова на Нерли при разном освещении (фото из группы "Старые города и посёлки" в ФБ)…