Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Болевые зоны и идеологии

Пришла мысль про связь идеологии и внутренних болей.
Поясню на понятных примерах.

Для многих поддержка Путина связана не с идеями, а с болью от 90-х.
А 90-е и перестройка, отталкивание от СССР - с болью от советской жизни.

Память о Войне и Победе неотделима от переживания гибели миллионов, страданий и разрушений. Это общая память народа, и общая боль, и тот, кто её не имеет, нам чужой.

Думаю, для многих людей, близких мне по взглядам, в мировоззрении значительную роль играет боль от крушения Российской империи, исторической России, от насильственной переделки 20-х и последующих десятилетий.

У кого-то эта боль личная и семейная, переданная через близких, через историю предков. Но не обязательно иметь пострадавших родственников, чтобы ощущать эту боль почти как физическую.

У каждого свои болевые точки, болевые зоны, и они отзываются, когда речь заходит о чём-то связанном. Вот то самое "пепел Клааса стучит в моё сердце". И это непосредственно влияет на эмоциональные реакции, на притяжение и отталкивание, на способность понять и принять определённую идейную позицию или готовность отвергнуть её.

Содержательное наполнение идеологии, система аргументов, градации оценок - это уже выстраивается на этом фундаменте. Хотя выстраиванием и рационализацией занимаются немногие, у большинства так и остаётся на уровне эмоционального принятия/отторжения.

---
И потому невозможно не воспринимать как враждебных чужаков тех, кто не просто не имеет твоей боли, но специально бьёт в больное место, да ещё насмехаясь и кривляясь.

---
Примеров специфических болевых зон в памяти можно приводить множество. Один из самых ярких примеров - память евреев о дореволюционных погромах, о борьбе с космополитами и деле врачей, о том, как в позднесоветские времена заваливали на экзаменах в ведущие вузы. Судя по всему, для многих именно эти темы задают и отношение к дореволюционной России, и к СССР (при этом довоенная история как будто не существует, ведь у большинства там не болит или болит, если пострадал дедушка). Даже при несогласии я стараюсь не затрагивать такие темы в конфликтном ключе, никогда не знаешь, насколько болезненно там для оппонента, и в любом случае на спокойное обсуждение надежд нет. К сожалению, многие не отдают себе отчёт, что и у других людей и групп есть свои болевые зоны.

---

Написал предыдущий абзац и понял, что получается что-то очень уж похожее на модную современную повестку про триггерные темы и культивирование права на специфическую обидчивость.

Вот в wokeism точно не хотелось бы попадать. Тут нужно знать меру. Память и болевые зоны прошлого - это реальность, и с ней нужно обращаться осторожно. А инструментализация своих обид, превращение их в оборонительно-наступательное оружие - это уже злоупотребление, которое далеко заводит и в личных отношениях, и в общественных.
Tags: history, ideology, thought
Subscribe

Posts from This Journal “ideology” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments