Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

К вопросу о разоблачении антисоветских мифов о большевиках и церкви

В сети довольно много материалов, разоблачающих антисоветские мифы на тему "Большевики и церковь".

Например, публицист Дмитрий Лысков, известный своей книгой «Сталинские репрессии, великая ложь XX века», разоблачает преувеличения о борьбе советской власти с Церковью: Типовой взгляд на борьбу большевиков с церковью грешит против истины

Автор канала "Агитпроп" Константин Сёмин: Большевики не воевали против церкви!


Активен преподаватель МГТУ имени Н.Э.Баумана Г.Г.Хмуркин:
- Ленин и церковь. Во избежание недоразумений
- ЛЕНИН и религия: правда и вымыслы

Или вот это видео на канале "Вестник бури" (автор Андрей Рудой), которое меня попросили прокомментировать.

————
Большинство из этих материалов построено следующим образом.

1. Рассказывается о том, как до революции церковь занимала господствующее положение, владела землями и крепостными крестьянами, получала от государства деньги и т.п. Как религиозная идеология оправдывала самодержавие, эксплуатацию и прочие несправедливости.

2. Что дореволюционная религиозность народа была преувеличена, а на самом деле народ не любил попов, что отразилось в сказках и пословицах. Часто вспоминают про массовый отказ солдат от причастия после февраля 1917.

3. Как после революции церковь была отделена от государства и школы, потеряла своё господствующее положение, имущество и привилегии, и потому стала выступать на стороне противников Советской власти. Она противопоставила себя большинству трудящихся, способствовала разжиганию гражданской войны в России, стала помогать силам реакции и контрреволюции, что вызвало справедливый ответ народной власти (при этом власть лишь следовала за гневом народных масс).

Рудой замечает, что по современным законам организации, призывающие к борьбе с государственной властью, признаются экстремистскими и должны быть запрещены. А РПЦ не запретили, так что она ещё легко отделалась.

4. Рассказывают об известной фальшивке - якобы Указании Ленина и Калинина Дзержинскому от 1 мая 1919 года (под сатанинским номером «13666/2»): «В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады.
Председатель ВЦИК Калинин,
Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин)».

Конечно же, это неправда, такого не было и быть не могло, потому что большевики хоть и считали религию ложной и вредной идеологией, но вели аккуратную и тактичную политику. Ленин призывал к осторожности, предостерегал от оскорблений религиозных чувств. Он считал, что бороться с религиозными предрассудками нужно не наскоками и не оскорблениями, а путём просвещения народа и вовлечения его в социалистическое строительство. Цитаты вождя прилагаются. Прилагаются также истории, как Ленин шёл навстречу просьбам верующих, неоднократно распоряжался освободить несправедливо арестованных священников.

5. Некоторые авторы (например, Хмуркин и Рудой) упоминают даже историю про изъятие церковных ценностей во время голода 1922 года. Подчёркивают, что делалось это в основном мирно и что антисоветские рассказы о злоупотреблениях и репрессиях сильно преувеличены. А известные слова Ленина, что необходимо расстрелять как можно больше представителей реакционного духовенства, обусловлены напряжённостью обстановки и стремлением спасти голодающих. Хмуркин пишет, что несмотря на эти резкие слова, в разных губерниях было расстреляно менее 50 человек, а вовсе не десятки тысяч, как сообщают недостоверные антисоветские публикации. Тот же Хмуркин утверждает, что "священнослужители Русской православной церкви в первые послереволюционные годы находились в более благоприятных условиях, нежели все остальные слои советского населения".

Я не буду подробно разбирать все утверждения и аргументы разоблачителей антисоветских мифов о религии и церкви в СССР.

Кто хоть немного знает историю большевистской партии, большевистской идеологии, историю революции, гражданской войны и первых десятилетий советской власти, легко увидит в текстах разоблачителей множество лукавых уловок, передёргиваний, прямой неправды. Разоблачители антисоветского мифа работают по принципу выстраивания антимифа, и это становится ясно сразу же при чтении текстов или прослушивании выступлений.

Для подробного разбора этой темы, разбора аргументов и контраргументов потребуется не краткое сообщение, а большая подробная работа. При этом важно знать не только историю событий революционных лет, но и иметь общее представление об истории Церкви в предшествующие десятилетия и века. Могу посоветовать книги Дмитрия Поспеловского "Русская Православная Церковь в ХХ веке", Льва Регельсона "Трагедия Русской церкви".

Но если всё же требуется дать один яркий пример, то достаточно прочесть документ, в котором вся тема отношения Ленина к Церкви и к духовенству видна непосредственно и предельно отчётливо. Это секретное письмо Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 по поводу изъятия церковных ценностей и репрессий против духовенства.

Приведу ключевой фрагмент письма:

"Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечивало бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием церковных ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.

Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов, то есть эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в данный момент, именно в связи с голодом проведем с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом:

Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин. Никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.

Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть отменена. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно поэтому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).

[...]

На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать."

Контекст: голод в Поволжье, то самое изъятие церковных ценностей в 1922 году и события в Шуе.

Изъятие церковных ценностей подавалось как необходимая и решающая мера в борьбе с голодом.

Результаты операции:
"Православная церковь получила от советского государства разрешение самостоятельно заниматься сбором средств для помощи голодающим и в период с 19 февраля, когда соответствующее обращение патриарха Тихона было опубликовано в газетах, по 23 февраля 1922 года таким образом было собрано около девяти миллионов рублей. Советское государство под предлогом помощи голодающим изъяло только в 1922 году церковных ценностей на четыре с половиной миллиона золотых рублей.

Подавляющая часть изъятых у церкви в 1922 году ценностей пошла в переплавку, а полученные с продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию: антицерковная агитация, техническое обеспечение (транспорт, грузчики, упаковочные материалы и т. п.), сверхсметные ассигнования и т. д. Часть золота и драгоценностей была попросту разворована, о чём свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками Гохрана."

---------
И всё-таки стоит ещё ответить на утверждение товарища Хмуркина, что священники не очень пострадали и даже были в привилегированном положении среди послереволюционных слоёв населения.

Чтобы понять всю нелепость этого утверждения (не буду использовать более сильные характеристики), достаточно ознакомиться со списком канонизированных Русской Церковью новомучеников и исповедников. Посмотреть на год их смерти, прочесть биографии по ссылкам.

Потом мысленно ответить товарищу Хмуркину. Или не отвечать. Бесполезно же.

--------
И ещё полезно прочитать тексты, о которых говорили разоблачители. Вот то самое воззвание патриарха Тихона, которое Андрей Рудой ("Вестни бури") расценил как призыв к вооружённой борьбе с Советской властью, как разжигание гражданской войны.

Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918

"...

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8:35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18)."
Tags: history, myth, religion
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

Posts from This Journal “history” Tag