Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Первая лекция по экономике для детей

Мои дети тут смотрят "Незнайку на Луне". А там, ясное дело - капитализм, акции, реклама и т.п.

Вот я и решил для Сережки с Лидкой рассказать хотя бы на пальцах, что такое рынок.

В океане есть два острова (тут мы взяли две платформы от Mega Blocks - желтую и розовую). На одном острове живет племя (поставили пластмассовых воинов), на другом - другое племя (другая группа воинов).
На первом острове растут бананы (на желтом, разумеется) и тамошнее племя питается только бананами (тут Лидка сказала, что она с удовольствием ела бы одни бананы, и мне пришлось ее разубеждать). А на втором острове (розовом) растет только картошка, и тамошнее племя ею питается.

И вот однажды банановое племя поплыло на лодках (тоже сделали из мегаблоков) на картофельный остров и узнало, что там едят что-то вкусное.

Дальше - историческая развилка.

Один вариант - банановые решили напасть на картофельных и отнять картошку. Поплыли ночью и украли все запасы. Некоторое время питались бананами и картошкой, потом картошка кончилась. Решили поплыть еще раз. А картофельные выставили стражу. и начались столкновения, потери в живой силе и технике и упадок с/х производства. В результате все (кто выжил) остались в минусе.
Обсудили вариант полного истребления картофельного племени - тогда банановые, не умеющие выращивать картошку, тоже быстро проедят запасы и опять останутся на бобах (т.е. на бананах)

Другой вариант - знакомство и добровольный обмен ко всеобщему удовольствию. Вожди поплыли на третий (необитаемый) островок, там угостили друг друга и договорились о взаимных поставках. Теперь одни едят бананы и лакомятся картошкой, другие - наоборот.

Предложил детям оценить, какой вариант лучше. Они выбрали второй
Такой вот первый урок либерализма :))

С Сережкой обсудил еще кое-какие моменты. Обратил внимание, что в результате обмена всем сторонам стало лучше, чем было до того. Подвел его к мысли, что если там найдется еще несколько племен с другой специализацией и все будут сотрудничать, то станет еще лучше.

Еще обсудили, что если через много лет старый вождь банановых умрет, а новый вождь решит, что лучше все-таки не меняться, а завоевать, то старики ему скажут (а он ведь должен посоветоваться со стариками), что когда-то давно уже пробовали начать воевать и получилось плохо, а когда договорились меняться, получилось хорошо.

И обсудили с ним, что воевать нужно уметь но только для зашиты от тех, кто не хочет мирно сотрудничать.

Такой вот урок консерватизма :))

Если развивать это начинание, то много чего еще нужно рассказать, даже про этот сюжет.
Во-первых, я оставил на потом варианты дани и рабства.
Кроме того, обошел проблему цен - бананы с картошкой у нас менялись мешок на мешок.
Еще - развитие технологий (мирных и военных), появление других товаров и других племен и т.д.

Похоже, надо обдумывать программу курса "История цивилизации" для детей 4-6 лет.
Tags: children
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments