И есть реальная жизнь, и то, как принято жить среди обычных людей. Не убийцы, не разбойники, но насчет не возжелать, не злословить, а тем более подставить другую щеку - в этом, мягко говоря, не особо ...
То есть сосуществуютнорма-абсолют и "обычная" норма, норма-требование и норма в смысле "нормально".
И может возникнуть вопрос - а зачем вообще эти невыполнимые требования, максимализм и терзания по невозможному? Не лучше ли руководствоваться принципом "Don't worry, be happy" ?
И вот тут становится понятен смысл выражения "не стоит село без праведника".
Праведник нужен для того, чтобы своей жизнью по заповедям показать выполнимость и жизненность нормы-абсолюта. Ведь для того чтобы удержалась хотя бы "обычная" норма, чтобы слабые и грешные люди совсем не оскотинились, они должны знать и видеть, что эта обычная норма - не верхняя, а всего лишь нижняя планка.
Праведник жизнью своей утверждает и доказывает, что заповеди жизненны, что человеку по силам жить праведно, и что такая жизнь - не мучение, не извращение, а подлинно Жизнь.