Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Учение М. всесильно, потому что оно верно

Тут все просто, как дважды два.
Объясняю на пальцах и по пунктам.

Цели
- отстоять ценность человеческой свободы
- подвести философский и эпистемиологический фундамент под учение либерализма
- опровергнуть неверные экономические учения
- бороться с коллективистскими идеологиями (марксизм, социализм, нацизм, фашизм)

Задача
Понять экономику как эпифеномен человеческих действий, т.е. описать экономические явления и законы как следствие деятельности индивидов.

Метод
Рассматриваем систему, состоящую из индивидов (методологический индивидуализм), обладающих различными ценностными шкалами (методологический субъективизм), оценивающих варианты и выбирающих способы достижения своих целей (opportunity cost) в условиях наличия ограниченных ресурсов (принцип предельной полезности).
Добавляем условие неполноты информации.

Все вышеописанное применяем к целеориентированной деятельности.

Модель
Взаимодействие между индивидами рассматриваем в аспекте вступления в добровольные контракты и совершения обмена.

Деятельность государства рассматриваем в двух аспектах:
- обеспечение свободы контрактов и защита частной собственности
- вмешательство в свободную деятельность индивидов

Культуру рассматриваем в аспекте индивидуаьных ценностей, вкусов, пристрастий и приоритетов (т.е. не как системную связь, а как свойства элементов).
Поэтому культурно обусловленные механизмы взаимодействия людей не рассматриваем.

Результат
Получаем австрийскую школу, затем - учение Людвига фон Мизеса (праксеологию).
См. его великий труд "Человеческая деятельность".

Это учение, стройное, логичное и последовательное, обладает большой познавательной мощью.
Оно дает ясную картину и обещает достижение всех вышеперечисленных целей.

Идеология
Учение Мизеса воспринимается как всесильное и универсальное, как описание подлинных законов общества и человеческой деятельности.

Сам классик категорически заявляет:
Существует только один способ трактовки всех проблем общественной организации и поведения членов общества, а именно метод, применяемый праксиологией и экономической наукой. Никакой другой метод не может способствовать прояснению этих вопросов.
Последователи и приверженцы Мизеса разделяют этот подход (с различной степенью категоричности выражений).

Ловушка
Полученная модель, т.е. описание реальности, построенное в условиях некоторых вполне четко описываемых допущений, воспринимается как универсальная теория, показывающая подлинную реальность как она есть.

Поскольку модель "заточена" под улавливание целесообразной (в основном экономической) деятельности, то вопринимаемая сквозь призму такой модели реальность "оказывается" такой, какую видно через этот оптический инструмент - а именно общество как эпифеномен деятельности индивидов.

Если мы забыли, что смотрим на общество через праксеологическую призму, мы начинаем принимать картину реальности за самоё реальность.

Проблема
Проблема в том, что не существует способа увидеть общественную реальность как таковую.
Мы всегда видим ее в той или иной проекции, которая улавливает одни измерения (стороны, аспекты) этой реальности и при этом искажает (или совсем обнуляет) другие измерения.

Если забыть об этой мелочи, получается то, что получается - см. a_bugaev/226665.html
Tags: praxeology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments