Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Субъектность, взаимодействие и целеполагание

Вот вполне реалистическая ситуация

(1) Индивид N грязно пошутил в приличном обществе.
(2) У окружающих тут же вытянулись лица, разговор затих.
(2a) Две молоденькие девушки густо покраснели
(3) Индивид N почувствовал себя неловко
(4) Индивид N вышел из комнаты.

Вопросы для начала:
- Состоялось ли взаимодействие между окружающими и индивидом N?
- Было ли у окружающих целеполагание относительно индивида N в акте (2)?
- Было ли у девушек целеполагание в акте (2а)?
- Было ли у индивида N целеполагание в акте (3)?

Дальнейшие вопросы:
- Что являлось определяющим в (2) и (3) - ритуалы и приличия данной группы или целеполагание каждого из окружающих индивидов?
- Достаточно ли для анализа протекания взаимодействия (особенно актов (2) и (3)) понимания ритуалов и приличий данной группы, или необходимо анализировать целеполагание каждого из окружающих индивидов?

UPDATE (по следам обсуждения с eugenegp)
Если предположить, что реакции окружающих были бы в высокой степени вариативными (один покраснеет, другой скажет "класс!", третий заржет, четвертый свистнет, пятый плюнет) - то как такая вариативность повлияет на "механизм" поддержания норм поведения "в приличном обществе"?
Т.е., если мы хотим изучать связи, обеспечивающие соблюдение норм поведения "в приличном обществе", то что именно мы должны в первую очередь принимать во внимание - вариативность индивидуальных реакций или их сходность?
Прошу заметить, я тем самым не отрицаю возможной индивидуальной вариативности реакций (один краснеет больше, другой меньше). Я подчеркиваю, что для целей исследования (а именно, понимания существенной связи между поведением и реакцией на нарушение нормы) важна именно общность.
Даже самая наиподлиннейшая онтология, аксиоматически доказывающая целесообразность дрожания левой икры Наполеона, никак не влияет на реально проявляющуюся связь между общей характеристикой параметров некой группы (однородность реакции на нарушение нормы) и устойчивостью поведения членов этой группы.
Tags: praxeology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments