Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Некоторые соображения про тяжелые наркотики

Моя реплика в дискуссии у leonid_b
Личная ответственность и осознание последствий своих действий - это вещь безусловно правильная и положительная.
Однако тут такая есть особенность. Человек не может рассчитать все варианты на много ходов вперед. Даже гениальный шахматист не сможет..

Можно учиться на своих ошибках. Это бывает полезно во многих случаях, особенно когда ущерб от ошибки не слишком велик. Шлепнулся, отряхнулся и дальше пошел, уже осторожнее.
Однако вот саперы учатся не на своих ошибках, да и врачи тоже. Они сначала усваивают очень серьезную и очень давнюю традицию, в которой заключен опыт достижения цели и избегания ошибок и опасностей. И не все в этой традиции можно рационально объяснить или вывести из общих положений.

Вот и тяжелые наркотики - это такая опасность, с которой эксперименты дорого обходятся. Поэтому тут своего опыта недостаточно, нужен чужой.
Ну а каким в такой сфере может быть чужой опыт? Один вариант - опыт относительно "безопасного" употребления, передаваемый как "культура потребления" (например, культура винопития, вписанная в культуру праздника и застолья).
Второй вариант - это жесткий культурный запрет, т.е. подкрепленный не правовой, а культурной санкцией - например, остракизмом, исключением из общества.
Оба этих варианта в нашей европейской толерантной реальности отсутствуют. Хотя и есть специфическая наркоманская субкультура, но она не спасает от тяжелых наркотиков. А остракизм - это считается негуманным.

Это всё описание проблемы, т.е. ситуации отсутствия "хорошего" решения.
Правовой запрет - плохое решение, но ничего лучшего не просматривается.

И реплика Любарского (в ответ на корневое сообщение Блехера):
Оно так. Но: борьба с наркотиками не принесет плодов (и уже не приносит). Потому что тяга к наркотикам продуцируется современным образом жизни. Бороться - пытаться вывести жирафа без шеи. Требуется такое культурное изменение, при котором у большого количества людей пропадет потребность себя наркотизировать. Чтобы понять, что именно следует изменить, надо прежде всего разобраться, что делают наркотики в современной жизни, зачем они нужны. Только следует быть готовым к тому, что корреляции, которые имеются у наркотиков, окажутся очень ценными и существенно связанными с современным обществом. Для примера - предположительно - будет ли согласие бороться с наркотиками, если окажется, что современное образование, проистекающие из него наука и техника требуют в качестве своего дополнения/следствия образования наркотической зависимости у больших групп людей?
Tags: leonid_b, socium, thought
Subscribe

  • "Раб" и "невольник"

    Попалась заметка о работорговле в Крыму, при чтении осознал одну простую мысль. Сейчас мы говорим "раб", "рабство", имея в виду и античное рабство,…

  • В добавление ко вчерашнему

    Была у меня запись четыре года назад, как раз по теме. Про "целились в коммунизм..." А ведь "целились в коммунизм, а попали в Россию" - это…

  • к вопросу о вставании на колено, но не только

    Допустим, в какой-то культуре неким символическим действиям придаётся значимый для данного сообщества смысл. Как в таком случае следует расценивать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • "Раб" и "невольник"

    Попалась заметка о работорговле в Крыму, при чтении осознал одну простую мысль. Сейчас мы говорим "раб", "рабство", имея в виду и античное рабство,…

  • В добавление ко вчерашнему

    Была у меня запись четыре года назад, как раз по теме. Про "целились в коммунизм..." А ведь "целились в коммунизм, а попали в Россию" - это…

  • к вопросу о вставании на колено, но не только

    Допустим, в какой-то культуре неким символическим действиям придаётся значимый для данного сообщества смысл. Как в таком случае следует расценивать…