Невзирая на прогрессирующий аутизм, догматизм, релятивизм (и, конечно же, а-морализм) мне было очень важно понять, в чем именно я схожусь с либертарианцами, а в чем причины и корни расхождений.
В чем схожусь - было понятно давно. Хайек и Хейне долгое время были моими любимыми авторами. И на защиту экономической свободы я бросался почти так же пылко, как
Однако сам факт наличия расхождений был очевиден, и чем дальше была проблема от собственно экономики, тем явственнее было несовпадение позиций. Тем более важно было понять причины.
Простые ответы, выражаемые оппозициями "право-лево", "индивидуализм-коллективизм", "свобода-государство", тут не годятся. И задача была - найти слова, позволяющие сформулировать и описать это различие. Описать - хотя бы для себя самого, на своем языке.
Я совершенно не планировал никакой кампании, не собирался разворачивать активные боевые действия или вести обстрел с заранее подготовленных позиций. Но так уж сложилось...
Краткая хроника
(Приведены ссылки на основные сообщения, вызвавшие активное обсуждение. Также указаны некоторые ссылки на важные реплики)
Начало активных столкновений, насколько я понимаю, можно отсчитывать с последней недели июня
24/06
- "Методологический индивидуализм"
28/06
- Лекция Зорина (про эмоции и реакции)
29/06
30/06
- Споры о методологическом индивидуализме
01/07
- Учение М. всесильно, потому что оно верно
- Субъектность, взаимодействие и целеполагание
02/07
- Традиция vs. неполнота информации (сюда же - безответное "Целеполагание и культура")
03/07
05/07
- про "Пагубную самонадеянность"
07/07
- "Учиться, учиться и еще раз учиться" (мучительное, но поучительное выяснение проблем перевода на праксеологический)
и моя выносная реплика "Некоторые соображения про тяжелые наркотики", с последующей дискуссией
12/07
- Либертарианцы о проблеме колокольного звона
продолжение:
- В соответствии с жанром (про идею либертарианскогго острова везения)
15/07
- Занимательная [нрзб]логия (про неолитических судостроителей)
19/07
- Культура как управление рисками
- Кто бы мне объяснил все-таки: Праксеология - это теория реальности_как_она_есть?
20/07
- Дело именно в языке
21/07
- Какая прелесть!!!!!!!!!!! (о мизесовской декларации "Нет такой деятельности, в которой категории праксиологии не проявлялись бы полностью и совершенно")
22/07
- Уважаемые и дорогие оппоненты! (моя попытка объяснить, как и зачем я дискутирую)
- Об аксиоматических системах и теориях
27/07
- К вопросу о разнице между программистами и философами
28/07
склонясь на долгие моленья,
02/08
- Какая такая социология?
03/08
Дальше к дискуссии подключился Любарский
05/08
после юбилейногго перемирия вернулся
Надеюсь, продолжение и развитие последуют
Продолжение последовало:
- Праксеология Мизеса как лженаука об обществе (тезисы, вариант первый)
- Второй бонус-трек для toshick: Cogito ergo sum
- снова вопросы праксеологии: Idealtypen и “строгие праксеологические категории"
дискуссия