Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Гидденс о личности и трансформации идентичности

В книге Натальи Поляковой "XX век в социологических теориях общества" попалось описание подхода Гидденса к проблеме личности и трансформации идентичности. В этих формулировках (на мой вкус, малость чрезмерно "научных"), мне увиделось что-то знакоме. В каком-то смысле это описание моей деятельности в ЖЖ (точнее, той, что получает отражение в ЖЖ и для чего ЖЖ оказался подходящим инструментом).


Трансформация идентичности в современных условиях может быть понятной только в терминах конструирования Я, самости, в качестве рефлексивного проекта. Этот рефлексивный проект Я состоит в том, что индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых абстрактными системами.

Рефлексивно усвоенное знание приводит к качественному изменению внутриличностных психологических процессов, созидающих индивидуальное Я в качестве рефлексивного проекта. Если в традиционном обществе личностная самоидентичность складывалась из набора последовательно сменяющих друг друга психовозрастных характеристик, обладавших четкими социальными "метками" (типа инициации), то современный индивид вынужден использовать все прежние образы своего Я как конституирующие элементы самоидентичности в изменчивом, "контрфактическом" социальном контексте. В процесс личностной саморефлексии оказываются вовлеченными системы экспертного знания, которые предлагают постоянно расширяющийся набор педагогических, психотерапевтических, медицинских и социопсихологических рекомендаций, заменяющих однозначную определенность традиции. Я как рефлексивный проект - это "осуществление целостного, постоянно корректируемого биографического повествования в поливариантном контексте выбора, пропущенного через фильтры абстрактных систем". В таком случае осуществление тождества своей личности, или "разработка траектории Я", становится одной из главнейших жизненных задач индивида.

В условиях позднего модерна Я как самоидентичность обладает набором качественных характеристик, которые позволяют говорить о специфическом стиле Я позднего модерна. Гидденс выделяет следующие его характеристики:

- Я есть рефлексивный проект, за который отвечает сам индивид; "мы являемся тем, что мы сами из себя создаем", поэтому понимание себя подчинено более фундаментальной задаче построения и реконструкции целостного чувства идентичности;

- Я разрабатывает траекторию своего развития, возвращаясь к прошлому и прогнозируя будущее; путешествие в прошлое дает эмоциональную свободу для предвидения и созидания грядущего; построение траектории Я базируется на идее многоэтапного жизненного цикла; именно жизненный цикл (а не события внешнего мира) выступает доминантой траектории Я;

- рефлексивность Я всеохватна и непрерывна, она обладает той же природой, что и историческая рефлексивность позднего модерна как эпохи;

- целостность самоидентичности опирается на непрерывность связного автобиографического повествования (будь оно артикулировано или нет);

- самоактуализация Я предполагает "диалог со временем" или вычленение зон личного времени, лишь отдаленно связанных с внешним фиксированным временным порядком;
- рефлексивность Я охватывает и сферу телесности индивида, так как тело - это часть индивидуальной системы действий, а не ее пассивный объект;

- самоактуализация индивида требует "равновесия возможностей и рисков", которое достигается благодаря эмоциональному преодолению прошлого и осмысленному прогнозированию будущего;

- нравственная задача самоактуализации - это достижение аутентичности Я, т. е. "верности самому себе"; этот процесс требует интерпретации прежнего опыта и дифференциации истинного и ложного Я;

- жизненный цикл личности воплощен в последовательной смене этапов, периодов или эпизодов, которые, в отличие от ситуации в традиционном обществе, почти не имеют ритуальных меток или внешней обусловленности. Движение от эпизода к эпизоду, воплощающее в себе возможности и риски, осуществляется благодаря рефлексивной мобилизации траектории Я;

- развитие Я, т. е. его жизненная траектория, обладает внутренней референтностью; единственно значимой "путеводной нитью" жизненной траектории выступает она сама. Таким образом, внутренняя целостность Я, т. е. его аутентичность, достигается, посредством рефлексивной интеграции жизненного опыта в контексте биографического повествования о саморазвитии.
(Наталья Полякова "XX век в социологических теориях общества", стр 362-364)
Tags: biography, identity, philosophy, sociology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments