Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Соблазн упрощенного ознакомления с предметом

Хороший вопрос задает человек:
В целях самообразования
Порекомендуйте, пожалуйста, мне как не_историку книжки (самые хорошие-прехорошие!): одну про историю России, а другую - по всеобщей Истории - чтобы заиметь хотя бы общее "скелетообразное" и системообразующее представление об истории

У меня иногда тоже подобные желания возникают - чтобы кто подсказал одну-две хорошие книжки по теме. Вот прочтешь - и будешь знать самое главное, в общих чертах. Ну а всякие уж там подробности и мелочи - это пусть специалисты изучают, зачем это обычному человеку.

Но вот ведь как выходит - в результате убирания лишних подробностей, сокращания и упрощения зачастую получается не облегченный вариант для первоначального ознакомления, а невразумительный эрзац, по прочтении которого не остается почти ничего. Особенно часто это бывает в случае чтения какого-нибудь учебника, который, казалось бы, наоборот призван сообщить все важнейшее сведения и сформировать необходимые представления.

Видимо, дело в том, что результат чтения книги состоит не в усвоении массива информации (события , даты, имена, etc), а в образовании новых смысловых связей, в изменении мышления, в углублении понимания, в конечном счете в развитии и расширении языка. Для того, чтобы события, даты и имена превратились из малоосмысленных перечней в какую-то систему, нужна структура и нужно напряжение мысли и интереса. Структура организовывает, позволяет не утонуть в разнообразии. Напряжение удерживает внимание, оживляет, питает интерес. Оно может быть внесено за счет мастерства писателя и выстраивания интриги (условно - вариант Дюма), за счет напряженности проблемной (дискуссия, опровержение, разоблачение), но, конечно, гораздо лучше когда интерес у тебя внитренний и дополнительно подстегивать его не требуется.

Идеальный вариант - когда автор, блестяще владеющий предметом, мастерски строит изложение, упрощая ровно до той степени, чтобы не повредить сути и не потерять внимание читателя. На первое место при этом выдвигается не массив информации, а проблематика, каждая подробность находит свое место в общей картине и не загромождает ее, а уточняет, проясняет, подчеркивает структуру. Идейная и понятийная структура не накладывается насильно на материал, а вырастает из него, проявляется, организует понимание. И совершенно не приходится заставлять себя запоминать - пьешь как воду...

Эх, что-то я совсем размечтался...
Tags: books, thought
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments