Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Радость профана - "Chinatown" написан терцинами

http://blackalpinist.com/scherbakov/texts/1994/chinatow.txt

"...нет заглавной буквы, есть простая,
мелкая, для выплаты, для траты,
нет начала, есть квартал Китая,
есть Китай квартала, вросший в Штаты
Северной Америки, я тоже,
видимо, врасту". Конец цитаты.
Так или примерно так, похоже,
в лавке сувениров и безделиц
из фаянса, воска, камня, кожи
думает, быть может, чужеземец
(крупноват немного для китайца,
для арийца несколько приземист).
Он по лавке в ритме как бы танца
ходит иностранными стопами,
роется руками иностранца
в торбах с черепками, с черепами,
что-то сочиняет, напевает,
морщит бровь и шевелит губами.
Сочинив, немедля забывает
всё, но, хоть и знает, что забудет,
записать не хочет, хоть и знает
сам, что первый после рад не будет.
Ходит равномерный, однотонный,
бодрых усыпляет, сонных будит,
временами в сумрак заоконный
смотрит иностранными очами,
ёжится и, глядя в сумрак оный,
что-то декламирует о чаре
с птичьим молоком иль царской водкой
либо просто о горячем чае.
За окном канал, и правит лодкой
ангел, и смеркается всё боле.
Чужеземец бронзу трёт бархоткой,
щупает шандалы, жирандоли.
Он не здесь уже, он по соседству,
где-то ближе к детству, к школе, что ли,
ближе к манускрипту, к палимпсесту,
к бронзовому ангелу с трубою.
Гаснущие блики ближе к сердцу
принимает он, чем нас с тобою.
Ближе к водам Стикса, чем канала,
он стопу преследует стопою.
Нет начала, есть огонь шандала,
есть чужак, утративший прозванье
в сумерках китайского квартала,
в лавке небылиц, в одно касанье,
с мелкой буквы, со строки не красной,
длящий не своё повествованье.
А тебе кто не велит, несчастный?Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь

Структура рифм: aba bcb cdc ded efe ...

Т.е. рифмующиеся строки идут тройками через одну, между первой и второй стоит последняя строка предыдущей тройки, между второй и третьей - первая строка следующей тройки. Получается цепь, где все звенья плотно связаны, и потому возникает впечатление перетекания, переплетения смыслов, какой-то особой непрерывности. У Щербакова это подчеркивается еще и музыкой, ровным ритмом (в котором также выделяются пульсирующие тройки), интонацией, в которой нет подъемов и спадов, характерных для куплетной структуры.

Нет начала, есть огонь шандала,
есть чужак, утративший прозванье
в сумерках китайского квартала,
в лавке небылиц, в одно касанье,
с мелкой буквы, со строки не красной,
длящий не своё повествованье.
Tags: m_sch
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments