Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Провиденциальный читатель

Игорь Данилевский в разборе сюжета про Святополка Окаянного пишет:
есть все основания полагать, что в названии "Повести временных лет" имеются в виду не только прошедшие и преходящие годы, но и конечная цель повествования ("Се - по вести временных лет", т.е. "до знамения конца света"): оно должно быть доведено до Царства Славы, когда наступит последний день мира сего (временного). Это - та идея, которая объединяет всю "Повесть", придавая ей единство, цельность, законченность.

Но тогда несколько уточняется само содержание "Повести" и цель ее создания. Летописец скорее всего писал своеобразную "книгу жизни", которая должна будет фигурировать на Страшном суде.

Созданный летописцем перечень деяний людей и их моральных оценок, видимо, в первую очередь предназначался для Того, кому в конце концов должны были попасть летописные тексты. А уж Он-то, вне всякого сомнения, разберется с любым "ребусом", созданным человеком. Этого потенциального Читателя летописец ни при каких условиях не мог игнорировать при составлении летописного известия. Ему же лгать нельзя. Пред Ним меркнет воля любого князя, любые "политические страсти и мирские интересы". Забывать об этом - значит отказаться от того, чтобы понять летописца, а следовательно, и от того, что он написал. Летописец был христианином в полном смысле слова и хотя бы уже потому не мог не ориентироваться в своих поступках на христианскую систему нравственных ценностей. Для того чтобы понять это, надо просто захотеть услышать человека, мыслящего и говорящего иначе, чем мы. И чуть-чуть усомниться в собственной непогрешимости.
Tags: history
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments