Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

И опять про фильм

Вчера ухватил кусок из последней серии Парфенова.

Впечатление то же самое, разве что еще гаже. Замечательная сцена с лордом-праправнуком, который прямо сказал, что несмотря на провал этой войны, главная задача была выполнена - Россия была заперта и не вышла в Средиземное море. И в XX веке тоже, добавил он, ехидно смеясь. Тут уж и Вандама не надо читать, посмотреть только эту сцену.

Были эпизоды, когда казалось, что Парфенов симпатизирует "русским" (кстати, он не разу не называл их нашими войсками, никакой идентификации). Но, видимо, казалось. Под конец он показал свалку, оставшуюся после английской армии - в основном бытовой мусор Я подумал - неужто ему этот мусор все-таки неприятен? Но тут же выяснилось - цивилизации и мусор им сладок и приятен. Показывая ржавые консервные банки и донышки от пивных бутылок, Парфенов с гордостью рассказал о том, что армия у англичан была профессиональная (понимай - передовая), и им доставляли пиво, минеральную воду и суп в кастрюльке прямо из Парижа.

И итоговое отношение к войне - она принесла пользу, потому что после нее начались великие реформы. Ну да, ну да (как любил говорить другой телеперсонаж, несколько иначе настроенный по отношению к отсталой империи).

В самом конце кинохроника 1905 года, когда немногие дожившие ветераны обороны Севастополя, с бородами, в картузах, в орденах и медалях, подходят к кинокамере и кланяются ей. Парфенов комментирует: в то время еще не знали, как держаться перед камерой и вроде бы здоровались с нею. А выходит - кланялись нам, зрителям. И тут Парфенов склонил голову, поклонился им, ветеранам. И очень жаль, что это был всего лишь эффектный жест.в последние секунды фильма.

Прошли титры с неизменным рефреном "Война в Крыму, все в дыму", и я стал переключать каналы. И вот - по "Культуре" тоже документальный фильм, но уже 1904 год, тоже солдаты, они садятся в вагоны и едут на Дальний Восток, на войну с Японией. "Маленькая победоносная война". И тут ведь никаких фанфар - бездарность командования, унизительное поражение, гибель флота, да еще слабый и безвольный император. Но - совершенно другой фильм, не коллаж, служащий декорацией автору, а настоящий документальный фильм, в котором на первом плане история и ее участники, и в котором чувствуется сопереживание и боль за свою армию и за свою страну. А еще в этом фильме показывали фрагменты постановочных французских фильмов того времени (по словам автора - "парижской фабрики грез"), изображающих русско-японскую войну и революцию 1905 года (пушки на фоне декораций, статичные актеры с неловкими движениями). Но, говорят, тогдашняя неискушенная публика принимала эти кадры за подлинные съемки, за образ реальности. Чем-то это похоже на нынешний фильм Парфенова.
Tags: history, media
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments