(Сразу скажу, во избежание недоразумений, что тут речь идет о чужом как противостоящем своему, ценностно или идеологически напряженном, а не просто о чужом как отстоящем, удаленном в пространственном, временном или бытовом аспекте. Еще, совсем уж на всякий случай, скажу, что понятие "карикатурность" никак не связана с газетными карикатурами, речь идет исключительно о внутренних образах).
Итак, задумаемся, как вообще может восприниматься чужое?, какой образ внутри тебя может иметь действительно чужое?
Во-первых, чужое может быть просто непонятным (крайний случай - текст на непонятном языке), и потому лишенным смысла, бессмысленным. И ты его воспринимаешь как абракадабру, бессмыслицу, муть, чушь, путаницу...
Во-вторых, оно может быть понятным (повторю, понятным_для_тебя), то есть имеющим смысл, который ты воспринимаешь. Но при этом, коли оно чужое, так и смысл этот - чужой, это не тот смысл, с которым ты готов согласиться, ты не можешь его признать своим. А раз так, то смысл этот находится в напряжении, в противоречии с тем, что ты считаешь своим, правильным пониманием, он искажает правильное понимание (опять повторю - именно для тебя искажает, и именно для_тебя_правильное). А потому этот образ чужого_внутри_тебя и тяготеет к шаржу, к карикатуре.
Можно так и жить, так и воспринимать реальность (то есть реальность существования чужого) - вот есть такая малопонятная чушь и есть такая карикатурная чушь. И есть мое мнение, правильное. В целом правильное, в деталях-то я понимаю, что чего-то не знаю, и буду узнавать и уточнять, прорисовывать детали, но общую картину мира это не изменит.
Я подозреваю, что многие так и живут, хотя и не рефлексируют ситуацию в таком ключе. В общем-то я по себе знаю, как это оно бывает, преимущественно по себе, а также и по известным мне разговорам, спорам, дискуссиям.
Но все-таки, бывает же, что чужое перестает быть чужим. Как это происходит?
Для первого случая (непонятности) все как раз более-менее просто и понятно. Ты начинаешь в той бессмыслице, в той мути, в том облаке что-то такое различать, все лучше видеть, и постепенно оно становится все более осмысленным, и смысл это не особо конфликтует с твоим смыслом. И оказывается, что это чужое и не было чужим, а просто было неузнанным своим.
Конечно, может так получиться, что по мере рассеивания тумана эта чужая муть превратится как раз в карикатуру.
Возможен и смешанный случай, когда единое облако распадется на части, на почти свое и на почти карикатуру. Эти механические смеси я считаю очевидными и выношу их за скобки как малоинтересные.
А самое интересное - что может происходить с чужим_как_карикатурой?
Допустим, ты хочешь лучше понять чужое, т.е. чужое_вне_тебя, имеющее карикатурный образ внутри_тебя. Ты хочешь понять и для этого пытаешься условно избавить это от чужое от карикатурности, как бы забыть о ней на время и представить себе логику оппонента. Ты хочешь понять, как же он думает, и для этого ты впускаешь в себя логику оппонента, ты как бы на время принимаешь его смыслы, его связи понятий, ты погружаешься в его дискурс (простите мне это малоприличное слово).
А дальше так. Либо при этой попытке ты обнаруживаешь, что эти чужие смыслы никак не могут быть тобою приняты, все отторгается, нет там ничего такого, что можно было бы принять. И ты выносишь приговор: карикатура - верна. Либо обнаруживаешь что какая-то часть смыслов допустима, т.е. имеет свою область действия, работает при каких-то условиях, ограничениях, предположениях.
И тогда карикатурность с этих смыслов спадает, а вместе с ней спадает и враждебность. Ты (частично, условно, с оговорками и т.д.) согласился с частью смыслов, и они при этом из совсем чужих стали частично твоими. Ты их впустил в себя и они там остались, заняли свое место в твоей картине мира.
Итак, к чему же мы приходим? Перестав быть карикатурным, чужое в той же мере перестало быть и чужим.
И потому нужно понять, что окарикатуривание чужого - это не только естественный логический этап восприятия чужого, но и защитный механизм. Попытайся отказаться от карикатурности - и ты, быть может, примешь это чужое, и при этом потеснишь свое, уступишь часть места в себе, исказишь картину мира, которая тебе дорога и выстраивание которой тебе нелегко досталось.
Поэтому, если ты заранее по каким-то причинам не хочешь принимать это чужое, то держись за эту карикатуру, укрепляй и подновляй ее, не позволяй ее разрушить, не позволяй сделать ее менее карикатурной.
А если хочешь избавиться от карикатурности - будь готов к тому, чтобы сделать чужое частично своим.