Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Разное понимание слова «культура»

Мн кажется, в спорах по поводу ОПК выявилось разное понимание слова «культура» и стоящее за ним разное мировосприятие. Несколько заостряя, можно описать это так.

Противники ОПК.

Преимущественно люди либеральных воззрений, обычно неверующие, во всяком случае невоцерковленные.

При всем разнообразии их взглядов можно выделить главное в картине мира – принципиальный антропоцентризм.

Это значит, что мир состоит из людей, человек – альфа и омега, центр мироздания и универсальная мера. Человеческая жизнь – уникальна и самоценна.

Культура – совокупность индивидуальных вкусов, ценностей, предпочтений, практик, во всем их разнообразии, включающим среди прочего и различные религиозные верования.

Культура мыслится прежде всего как разнообразие, существующее всегда и всюду, а также здесь и сейчас, своеобразный супермаркет. При этом каждый человек волен свободно выбирать себе идеи и верования, учиться, создавать что-то свое, торговать плодами и т.д. и т.п. Главное – свобода выбора, отсутствие принуждения.

В этой картине мира религиозные практики (среди которых есть и православие, и буддизм, и шаманизм, и вера в сглаз и порчу, и вера в инопланетян) – это в целом некая периферия, местная экзотика. Современный просвещенный человек относится к этому как к пережитку старины, плохо совместимому с верой в науку и прогресс и потенциально опасному (религиозные фанатики, исламисты и хоругвеносцы и т.п.). Странно, конечно, что некоторые неглупые на вид люди свое мировоззрение строят на основе религиозной веры, тогда как разумно и естественно верить в свободу, права человека, рынок, демократию, науку, прогресс и т.п. Но раз уж свобода, то и религии должны быть разрешены. Главное чтоб без принуждения. Ну разве что родители могут решать за детей, в какой вере их воспитывать (это тоже, конечно, противоречит свободе и правам человека, но пока с этим сложно что-то поделать).

Важно также обеспечить условия справедливой конкуренции для всех организаций, поставляющих религиозные услуги, чтобы никто не пользовался льготами и не пытался получить привилегированное положение за счет государства.

Что до изучения, то разумный и современный человек должен, конечно, знать историю, в том числе иметь некий набор сведений про историю всяких религий (равно как и про историю китайцев, индейцев и африканцев).Опять же, всякие библейские сюжеты в живописи, старинная архитектура, в литературе кое-что попадается… Короче, знать в принципе надо, и изучать полезно, но – факультативно и строго мультикультурно.


Сторонники ОПК.
Преимущественно люди религиозные, хотя не обязательно воцерковленные.

Тип картины мира - теоцентризм

Мир для них имеет два смысловых центра – Бог и человек, при этом Бог безусловно стоит на первом месте, а ценность человека обусловлена его связью с Богом.

Культура в их представлении – это сфера смыслов, ценностей, норм, вне которой жизнь человека невозможно. Социализация человека состоит в «подключении» биологического существа к сфере культуры, в результате чего становится возможной совместная мирная жизнь с другими людьми, взаимопонимание, сотрудничество. Конечно, культура не однородна и не единообразна, и каждый отдельный человек имеет свои личные взгляды и предпочтения. Но все же культура – совсем не только сумма личных взглядов и практик, а также их источник и жизненная среда, существующая «сквозь время и пространство» и связывающая человека как с современниками, так и с предками, дающая смысл личному, ограниченному во времени и пространстве, существованию .

Религия – не периферия культуры, а ее ядро, средоточие ценностей и смыслов. Из этого следует, что по большому счету, невозможно полноценное приобщение к культуре без приобщения к религии. Да, современная культура («евростандарт») – секуляризированная, постхристианская (и от этого многие ее болезни). Но даже по сравнению с «цивилизованными странами» Европы и Америки (на которые любят равняться свободные и современные люди либеральных воззрений) положение в России особое.

Нужно отдавать себе отчет в том, что попытка создания «человека коммунистической культуры» хотя  и провалилась,  но дала свои плоды. Для создания нового человека необходимо было предварительно очистить человека старого, «зачистить» стройплощадку от неправильных идей и ценностей, в том числе религии, религиозности  и всех ее проявлений. Результатом вытравливания всего религиозного из сферы культуры стало превращение традиционной культуры в россыпь устаревших подробностей, то есть по существу раскультуривание. Вместо неудавшегося  «человека советского» получился человек атомизированный, десоциализированый, из которого легко получается «человек потребляющий», но плохо – ответственный гражданин.

Человек потребляющий способен осознать связь своих потребительских возможностей с количеством денег в кошельке и со своим трудовыми усилиями. Все остальное осознается куда труднее, поскольку осмысляется преимущественно в категориях «они мне должны». Власти должны обеспечить мою свободу и безопасность, и не совать свой нос в мои дела. Сограждане должны уважать мою уникальную личность, соблюдать приличия и опять же не совать свой нос в мои дела. Продавцы, работники сферы услуг  должны обслуживать быстро и вежливо, врачи должны хорошо лечить, а учителя – хорошо учить. СМИ должны информировать меня обо всем, что мне интересно. Все остальное должно получиться само собой благодаря чудодейственным свойствам свободы слова, рынка и демократии.

Чтобы быть ответственным гражданином, человек должен иметь совсем другие представления о своем месте в мире. Нужно осознать себя связанным как со своими современниками, так и с чередой предков и потомков. Такая связь предполагает признание ценностей, не сводящихся к правам личности и индивидуальному потреблению. Такие вневременные и над-индивидуальные ценности имеют религиозный характер (при этом религиозность может быть и языческой - обожествление сил природы, обожествление рода (этноцентризм), и т.п.). Сложно спорить с тем, что именно христианство веками давало ценностную и идейную основу для формирования культуры и миропонимания как в России, так и в Европе («на Западе»). Если уж говорить о возвращении в Европу, то необходимо не только создать в России гражданское общество, институты рынка и демократии, но и как-то исправить последствия принудительной ампутации религии в советские времена.

Это совсем не значит, что необходима принудительная катехизация, личная вера – дело исключительно добровольное. Но чтобы человек мог свободно выбрать, входить ли ему в ограду храма, нужно хотя бы расчистить завалы на пути к этой ограде.

Приобщение к культуре совсем не сводится к усвоению совокупности информации. Необходимо в первую очередь приобщение к смыслу, который не складывается из кусочков.  Поэтому требуется не дополнение курсов литературы и истории вставками и довесками, а именно целостный курс.

Другое дело, что построение такого курса и грамотное его преподавание – задача очень сложная, и я разделяю многие опасения насчет программы, квалификации преподавателей и возможного характера преподавания. Хотелось бы иметь готовые рецепты и программы, но у меня их нет. Что совсем не отменяет вышеизложенного принципиального видения ситуации.

------------------

Получилось, что «за сторонников» я писал в основном от своего лица, излагая свое представление. Скорее всего, многие описали бы ситуацию в других терминах, но мне кажется, большинство согласилось бы с двумя ключевыми положениями:
Религия – не периферия, а ядро культуры

Необходим курс обучения, дающий возможность познакомиться с религиозной культурой как основой картины мира.
Tags: position, religion, thought
Subscribe

  • В день рождения Горбачёва

    В день рождения Горбачёва каждый раз обязательно потоком идут воспоминания и размышления, как он нам дал свободу и как это было хорошо, и как сразу…

  • замечание по ходу разговора

    Меня давно (с конца 80-х) занимает тема воздействия идеологических презумпций на мировосприятие. СМИ, а теперь и соцсети дают богатый материал для…

  • Вечная псевдопроблема сбалансированности

    Читаешь всякое, новости, комментарии, реакции, отклики на реакции, реакции на отклики... Пропускаешь весь этот поток через себя, как кашалот морскую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

  • В день рождения Горбачёва

    В день рождения Горбачёва каждый раз обязательно потоком идут воспоминания и размышления, как он нам дал свободу и как это было хорошо, и как сразу…

  • замечание по ходу разговора

    Меня давно (с конца 80-х) занимает тема воздействия идеологических презумпций на мировосприятие. СМИ, а теперь и соцсети дают богатый материал для…

  • Вечная псевдопроблема сбалансированности

    Читаешь всякое, новости, комментарии, реакции, отклики на реакции, реакции на отклики... Пропускаешь весь этот поток через себя, как кашалот морскую…