"Мы заложили фундамент дальнейшей жизни"
Текст достаточно откровенный и потому пригоден для обличения самонадеянных монетаристов. Но ценен он не только и не столько этим. Главное - он дает важное направление взгляда для понимания
Там множество интересных и вкусных подробностей про ядро гайдаровской команды, их взгляды на себя и свою миссию, их отношение к другим - к другим экономистам, другим поколениям, другим позициям и т.п.
Вот маленький фрагмент:
Я еще раз повторю, что революцию могут делать люди, абсолютно уверенные в своей правоте. Когда весь зал говорит «Вы идиоты», важно ни на секунду не сомневаться. Начнешь сомневаться и слушать их идиотские аргументы, – они вас отговорят.
На чём базировалась эта уверенность?
На том, что я книжек об этом прочитал значительно больше. Есть вещи, в которых нельзя сомневаться. Например, что валютный курс должен быть свободным, а собственность – частной. На эту тему даже неинтересно дискутировать.
То есть была абсолютная картина мира?
Да. Я же не буду обсуждать, что армян или грузин дискриминировать нельзя – это вне дискуссии. Должна быть такая же вера в вопросах экономики. Тогда что-то можно сделать.
Время не заставило разочароваться в этой уверенности?
Нет, ни в какой степени.
...
А имея нынешнее знание о дальнейшем ходе реформ, что бы вы делали иначе?
Одним из самых принципиальных моментов мне кажется то, что, обладая нынешним знанием, у нас было бы меньше экономического детерминизма. Мы были глубоко уверены в том, что если мы решим экономические проблемы, остальное подтянется.
Мы тогда демонстративно пытались заниматься только экономикой, даже дискуссии на какую-то неэкономическую тему воспринимались просто как болтовня за столом. Вообще такие дискуссии – без четкого языка, без системы понятий, без выводов, без уравнений – мы всегда очень не любили. Меня всю жизнь эти беседы ужасно раздражали. А некоторых коллег по «Змеинке» и до сих пор раздражают.
Я первый раз столкнулся с другим взглядом на это, когда, приехав в Новосибирск в 1985 г. в экспедицию, мы сделали доклад об основных направлениях реформ, которые мы готовили для Комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством. И тогда у Татьяны Ивановны Заславской и у ее коллег (а они в каком-то смысле были умнее нас) засквозило изумление: «Неужели вы думаете, что только за счет подобных мер в стране что-то поменяется?».