Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Картина мира атеиста - эрудита

Анатолий Вассерман. Дилогия атеизма

Если кто не знает, Анатолий Вассерман - знаменитый эрудит, многократный победитель в телевикторине "Своя игра", журналист (пишет популярные статьи на темы науки и технологии). В ЖЖ awas1952.

Статья занятная. В значительной части она представляет собой сверхпопулярное изложение физикалистской картины мира, дополненной эволюционными аргументами по поводу общества, морали и т.п. Картина эта противопоставляется религии, причем автор явно считает, что полнота и объяснительная сила этой научной картины является сильным аргументом против религии (похоже, он уверен что религия прямо конкурирует с наукой на поле объяснения устройства мира).

В этом своем аспекте статья может восприниматься как своеобразное приложение к знаменитому письму академиков, поскольку содержит более развернутый очерк научной картины мира. Я думаю, Виталий Лазаревич Гинзбург если бы и стал спорить, то лишь по физическим аспектам. При этом, в отличие от письма академиков статья споконая, совсем не алармистская, и атеизм в ней не воинственный, а спокойно-рассудительный.

Особой изюминкой можно считать привлечение аргументов "от теоремы Гёделя", при помощи которых автор стремится доказать противоречивость религии (точнее, всех религий). Мол, религия содержит аксиому всемогущества бога как первопричины всего сущего (автор пишет это слово с маленькой буквы), и это дает универсальное объяснение всего на свете. Система с такой аксиомой полна, а значит противоречива (поскольку она включает арифметику, то подпадает под теорему Гёделя). Этот аргумент повторяется многократно, похоже, он автору очень нравится. На мой взгляд, аргумент "от Гёделя" как минимум очень слаб, а по сути просто ничтожен. Теорема Гёделя имеет отношение только к формальным системам, а никакая религия таковой не является, более того, и более того, не содержит внутри себя полную формальную подсистему). В лучшем случае тут можно было бы претендовать на попытку доказательство невозможности полного формального богословия, включающего арифметику.

Еще любопытно посмотреть, как устроена картина мира эрудита. Я не могу похвастаться полным знанием корпуса его текстов, но кое-что читал, и к тому же был виртуально знаком с ним по политическому форуму "Правого Клуба". Помнится, в одном из интервью Вассерман сказал, что меряет объем прочитанного метрами (это совокупная длина книжных полок, содержащих прочитанные книги). Этот образ многое в нем объясняет. Похоже, его картина мира представляет собой не многомерную сложно связанную систему, а огромную протяженную совокупность информации, различные фрагменты которой покрывают некоторые проблемные поля, т.е. как бы дают приемлемые ответы на различные вопросы (кстати, "Своя игра" именно так и устроена - поле с закрытыми до поры вопросами, которое надо быстрее других покрыть своими ответами. Эта картина не имеет особой глубины, а ответы в ней хотя и не признаются окончательными (историю науки автор знает), но представляют все же какую-то слабо связанную механическую совокупность (см. напрмер, такой фрагмент статьи: "Как показал Дэвид Дойч в “Структуре реальности”, эволюция, мультиверс с вытекающей из него квантовой механикой, постижимость мира и эффективность математики взаимно объясняют друг друга. Неизбежные пробелы в каждой из этих четырех концепций закрываются привлечением остальных трех. Если принять во внимание все их одновременно, в научной картине мира, похоже, вовсе не остается места для веры.")

Возможно, для многих такое представление о научной картине мира (и вообще - о картине мира) вполне естественно, так что и непонятно, какие же могут быть претензии (не к деталям, аргументам, концепции Дойча и т.п., а к общей структуре). Мне кажется, для контраста лучше всего предложить пример другой картины мира, опирающейся на обширные естественнонаучные знания и философскую фундированность. Пример этот у всех перед глазами - ivanov_petrov. Контраст тут, на мой взгляд, не в объеме знаний (допускаю, что Вассерман прочел больше), не в количестве известных человеку ответов, а в глубине осмысления вопросов.
Tags: science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments