Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Незаконченный разговор про утраченные защитные механизмы

На мой взгляд, значительная часть споров вослед сообщению Елены Яковлевой вылилась в разговор на тему "насколько же плох был СССР и жизнь в нем". А вот тут, мне кажется, разговор между Костаки и Блехером вышел на существо проблемы, поставленной Яковлевой. И еще мне кажется, Блехер тут пока ограничивается тезисными высказываниями и не раскрывает сути своего подхода...

http://a-bugaev.livejournal.com/538193.html?thread=3182929&format=light#t3182929
kostaki
Все равно не понял. Были защитные механизмы - умение долго стоять в очередях и навыки доставать гречку через знакомых. Все стояли, все доставали и обещство было дружным и спаянным. Потом те же самые люди оказались в другом контексте, где в очередях можно не стоять, а гречка лежит в магазине и не исчезает. Прежние навыки стали бессмысленными и отошли в тень. Потом, когда гречки опять не станет, восстановятся. Ну и что дальше из этого?

leonid_b
Защитным механизмом в первую очередь была дружба - механизм, который играл в послевоенном, особено послесталинском обществе исключительную роль. Дружба заменяла нормальные производственные отношения, государственно-правовые, довольно подразрушенные семейные и прочие. Личные связи были универсальны, они помогали человеку нигде не оставаться одному, выходить из самых сложных ситуаций и т.д. Шляпентох, который уже после эмиграции в Америку написал об этом небольшую монографию, писал, что в СССР ни в какой ситуации нельзя было пожаловаться на друга, а на жену - сколько угодно (в Америке, как он писал, дело обстоит строго наоборот).

Так вот, в последние двадцать лет условия были таковы, что именно по этому механизму был нанесён самый сильный удар.

kostaki
Хорошо, защитным. От чего защитным?

leonid_b
Лена же написала - "Я уверена и настаиваю, как человек живший в том времени и умеющий рефлексировать свой опыт, что перекошенная экономика того времени, которая, конечно,требовала выправления, была общечеловеческими неформальными усилиями досбалансирована ну если не до нормы, то до большой человеческой сносности."

Конечно, дело было не только и не столько в экономике, но во всём порядке жизни. Но в экономике уж точно.


kostaki
Ну да, о чем и вопрос. "Экономика", которая "требовала выправления" - это когда гречка дешевая, но в магазине ее нет, нужно доставать. В такой потребительской экономике такая дружба имеет смысл, в другой потребительской экономике (когда гречка дорогая и есть в магазине) она смысла не имеет. Если все социальные связи настроены на доставание гречки, а потом задча "достать гречку" перестала быть актуальной - значит, связи тоже должны перестроиться. Так всегда бывает.

leonid_b
Конечно, любые социальные связи реактивны. Ну и что из этого?
Россия - страна, где принято не конкретное, а диффузное общение. Т.е., по какому поводу бы не возникали связи, они со временем иррадиируют на другие сферы. Они перестают быть "настроенными". Не все, конечно - но buona parte.
Ещё надо учесть, что в России новые связи, тем более новый тип связей, возникает очень медленно. Мы - страна инерционная (в общественном мышлении по крайней мере). Быстрые изменения в медийном пространстве не означают, что все сразу же подстраиваются под то, что пишется в газетах и показывается по ТВ. Типичная русская реакция на изменения, причём типичная столетиями - это бросить всё, опустить руки и умирать (или спиваться, что то же самое).
Те из реформаторов, которые этого не учитывают при реализациях своих замыслов - большие дураки и/или мерзавцы.


kostaki
Тип связи "ты мне гречку из деревни - я тебе ворованную махорку" - можно примерно высчитать, когда он мог возникнуть. Рабочие бараки начала века, окопы Первой мировой, беспризорщина. Люди выбиты из привычной среды, лишены самого необходимого и пытаются выжить с помощью таких связей/обменов. В двадцатые-сороковые годы с такими условиями было все нормально, а потом постепенно начали разрушаться. Переселение из бараков в хрущевки - наверно, самый сильный удар по такой модели дружбы. Общежития и казармы - это были последние островки прежней республики шкид, в котором остатки такой среды и таких связей сохранялись дольше (то, что описывает Яковлева). В остатке - тоска по предыдущим десятилетиям, когда "жили бедно, но дружно".

Поддерживались такие связи, в общем, уже только двумя механизмами - дефицитом и пьянством. Причем пьянством не из-за того, что "бросить все и опустить руки", а наоборот, для поддержания существующей нормы. Социальный порядок ярче всего характеризуется тем, какую патологию он порождает/поддерживает. Образцовый пример, как это нужно описывать - Утехин, "Очерки коммунального быта". С внятным выводом о том, что социальные порядок, существовавший в больших коммуналках, требовал, как норму, тип поведения, который в психиатрии называется паранойей. Точно так же советский коллективизм и советский оптимизм нуждались в моделях поведения, в которых поддерживаются эти самые коллективизм и оптимизм. Например и прежде всего - в пьянках. В условиях, когда предыдущее "бедно, но дружно" явно разрушалось, спрос на такую поддерживающую модель тоже резко увеличивался. Защитный механизм, да. Ядро ценностей общества.
С дефицитом история чуть другая.

Или, наверно, так: "ты мне отсыпешь гречки, а я тебе махорки" - это еще дружба. "Ты мне путевку в Сочи, а я тебе икру с сервеладом" - это никакая не дружба, типичный блат, а блатных ненавидели. "На экономику" (распределение редких ресурсов) такая практика еше работала, а "на социум" (укрепление солидарности) - уже нет. Кажется, это была постоянная тема для жалоб в 70-е годы: "раньше жили бедно, но дружно, а теперь...".

leonid_b
Хорошая теория, логичная.

kostaki
Если логичная, то тогда предлагаю честный обмен ("бартер", как говорили в 90-е).
Я рассказал хорошую теорию. Вы взамен - о том, как в исходной модели объясняется/описывается/оценивается вот эта самая ностальгия 70-х - начала 80-х годов по "раньше жили бедно, но дружно".

leonid_b
Я не понимаю, что тут непонятного. То, что действительно без взаимопомощи в России раньше было не прожить, и ценность этой взаимопомощи была очень велика, что ли?
Ценность.
Конечно, как всегда и полагается, кто-то использовал ценность этой ценности только для свои интересов, кто-то ценил её самоё по себе (т.наз. "православные атеисты", т.е., люди, придерживающиеся по мере сил установок на заповеди) - всё бывало. Но актуальное поведение людей и сдерживалось установкой, и подтверждало её.
А вот когда она была официально отменена, и СМИ стали пропагандировать как основу прогрессивного движения общества - ценности противоположные (это, конечно, глупость, но как верно кто-то подметил, совок он совок и есть)... Вот тут-то и оказалось, что чем меньше человек был под влиянием ценности дружбы и взаимопомощи, тем легче ему было продержаться и даже разбогатеть. Шок у остальных был просто дикий.
Так мы, Алексей, и жили в 90-е годы.

kostaki
Непонятного то, почему ценность дружбы-взаимопомощи в 70-е годы ощущалась как разрушающающаяся (разрушенная), как теряемая (потерянная).

leonid_b
Прошу прощения, я не понял.

kostaki
Вопроса? Попробую на примере. Социологи ФОМ попали в 79-й год и провели там фокус-группу на тему дружбы-взаимовыручки. Получили от возрастных участников фокус-группы сильно выраженный, наперебой поддержанный, тезис о том, что сейчас, в наши 70-е, уже нет той дружбы и взаимопомощи, которая была раньше, в 30-е - 40-е годы. Нужно этот результат как-то объяснить, встроить в общую картину тогдашнего общества. Как?
Или другой пример, уже не условный. В 80-е годы откуда-то взялись такие песни. Откуда?

leonid_b
А что, проводились такие исследования, или есть какие-то свидетельства, что именно так и обстояли дела?

kostaki
Вот здесь, на этой страничке, проводится фокус-группа. Отрывок из стенограммы:
"kostaki. Кажется, это была постоянная тема для жалоб в 70-е годы: "раньше жили бедно, но дружно, а теперь...".
polenova. Была такая тема жалоб, очень популярная. А теперь вот - дружбу в 70-х ищем..."


Или так. В исходной модели предполагается, что а) отношения дружбы взаимовыручки можно оценить (или даже замерить) по некоторой шкале; б) у этих отношений есть некоторая динамика от одного периода времени к другому. Говорить об оценке динамики от 70-х годов к 90-м можно и нужно, по исходной постановке. Следовательно, точно так же можно задавать вопрос о динамике того же самого от 20-х годов к 70-м годам. По оценке авторов, какой она, скорее всего, была: нарастающей (все дружней и взаимовыручней), ниспадающей, примерно стабильной или какой-то еще? Какие есть рабочие гипотезы?

kostaki
Тоже в тему - о связях после удара:
http://ethnomet.livejournal.com/8983.html (это тот же самый Илья Утехин, а более подробно тему связей в современной экономике России рассказывает Алена Леденева, это такая девушка в Лондоне; и наша общая Элла Панеях, кажется, тоже; плюс Радаев и Барсукова). Сохранение (а может быть, даже укрепление) после гайдара - такая же часть этой истории, как саморазрушение до гайдара.

leonid_b
Текст, прямо сказать, не сильный. А кто такой "тот же самый" Илья Утехин? Он кто?
Панеях я тоже не очень-то ценю как специалиста по современной и предыдущей России. Хотя человек она безусловно хороший, добрый.
Действительно, связи между людьми через некоторое время восстановятся, они уже восстанавливаются (что, кстати, указывает, что советская власть тут абсолютно ни при чём).
Но те люди,которые были исковерканы, погибли как личности, иногда даже физически - этои есть невосполнимая потеря. Более того, как я уже имел честь докладывать, за эти гибели нам и нашим потомкам придётся ответить.
В каком-то их своих последних постов я рассказывал свою точку зрения на этот счёт. Вот ощущение того, что в преобразованиях последних десятилетий есть оттенок преступления против нации, и двигало Леной Яковлевой при написании её первого поста на эту тему.
Понимаете, Алексей, может быть, эти преобразования и было необходимыми - во всяком случае, те люди, которые оказались у руля, больше ничего не могли себе представить и соответственно этому действовали, как действовал бы каждый из нас. Но от этого его последствия не перестают быть катастрофичными и преступными. Такова особенность нашего испорченного мира.


kostaki
Итого, были некоторые преобразования от семидесятых годов к двухтысячным, и их нужно оценить по справедливости. Для этого нужно оценить начальную точку, семидесятые годы, то есть что они представляют из себя по сравнению предшествующими десятилетиями и куда все двигалось – берем в том же масштабе времени – от сороковых годов к семидесятым. Тогда можно будет сравнить и оценить два тридцати-сорокалетних сдвига, были они в одну сторону, в разные стороны или как-то еще. Если рисовать семидесятые неподвижной картинкой (благостной или ужасненькой, неважно), то тогда ничего не будет понятно. Будет динамика – будет смысл. Можно сделать, например, такую простую считалочку. Предположить, что для отношений “получить гречку от родных из деревни и раздать ее подружкам” нужно, чтобы были родные в деревне и чтобы у них была гречка. Взять статистический ряд по численности сельского населения, демографию по трудоспособному сельскому населению, по приусадебным участкам – и высчитывается тренд, когда поток гречки в город должен стать нулевым, а когда отрицательным, то есть гречку начнут посылать в обратном направлении. Рассчитать не так сложно, было бы желание. И вообще внимательно посмотреть, что тогда ударяло по советской модели и к каким последствиям эти удары приводили. Два удара я уже подсказал – “сухой закон” 86-го года и хрущевская жилищная политика 60-х годов. Добавляю еще. Сокращение армии 1957-1959 годов, когда были выбиты из нормальной жизни (“если я больше не подполковник, то какой же я штабс-капитан?”) самые сознательные и дееспособные, те, кто спас страну пятнадцатью годами раньше. Можете оценить последствия? Перевод призыва в армию/флот с трех-четырехлетнего на двух-трехлетний, когда был запущен механизм дедовщины/годковщины. Предыдущий год мстит следующему, “принцип домино” в действии. Рисовать неподвижную картинку удобнее, но получится неправда.

leonid_b
Я думаю, что Ваши методы - методы хорошие. Но надо очень хорошо подумать, что же мы получаем в результате применения таких методов. Учитывая, что люди ведут себя не в прямом соответствии с физическими или какими иными законами, а больше со своими представлениями о мире. Т.е., дело больше в том, что и как воспринимается людьми как реалньо существующее. А такие представления имеют большую степень автономии по отношению к физической реальности.
И ещё надо учитывать, что к каждому событию приписывается некий коэффициент, вроде важности или значимости. Эти коэффициенты ведутся, хотя и не полностью, от ценностей и установок, норм и правил. Таким образом, те события или факты, которые получают малый коэффициент, как бы не существуют.
И наоборот, соответственно.

kostaki
Хороших методов много,пусть они только сравнивают как положено: десятилетия с десятилетями, тридцатилетия с тридцатилетиями, потери с потерями, точки с точками, отрезки с отрезками, вектора с векторами, килограммы с килограммами. Что в этой такого невозможного, как бы не существующего - не понимаю, честное слово.
Tags: leonid_b, socium
Subscribe

  • В БСЭ 1941 г. тоже есть статья "Россия"

    стр. 441 бумажного издания, стр 240 в pdf (текст в pdf нераспознанный.) Любопытно сравнить. Текст начинается так: " РОССИЯ, русское национальное…

  • Для библиофилов

    Вчера ссылался на 7 том МСЭ. С этой страницы можно скачать распознанный pdf. Там же можно и посмотреть его постранично (вот 237 страница, на…

  • вкус моря в одной капле

    Попалась картинка, статья "Россия" из Малой советской энциклопедии, 1929. то же самое текстом ( отсюда): РОССИЯ, б. название страны, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments