Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Быков на удивление хорошо написал

http://www.point.ru/author/2008/05/12/16257
Трудная тема, да уж что поделаешь. Хороший писатель Александр Житинский в своем живом журнале (maccolit.livejournal.com) отреагировал на два поста своей израильской знакомой. В одном посте она довольно пылко - на мой взгляд, с некоторым даже отступлением от хорошего вкуса в сторону девичьей восторженности, - поздравила свою страну с 60-летием. В другом - достаточно резко, хотя и в рамках хорошего вкуса, отозвалась о новом российском президенте. Житинский всего-то и позволил себе позавидовать столь искреннему патриотизму и призвать к некоторой взаимной деликатности, к уважению хотя бы российской символики и выбора российского народа. Мать моя, что началось.

На Житинского - с обвинениями в задолизательстве - рухнули комментарии сотни эмигрантов. Но эмигрантская травма - дело привычное, а тут у него оказалось полно оппонентов и внутри страны. Нам была в ошеломляющей полноте явлена двойная мораль современного россиянина либеральных взглядов: Израиль надо уважать потому, что любое сомнение в его добродетелях приравнивается к антисемитизму. Россию надо унижать, поскольку любое сомнение в ее безнадежной и доказанной зловредности приравнивается к сатрапству, подхалимажу и людоедству.

И пока вся страна бурно обсуждает состав путинского правительства - проблему, на мой взгляд, десятистепенную и никак на нашу будущую жизнь не влияющую, - мне хотелось бы поговорить о том, что действительно интересно: вот о том самом прекрасном государстве Израиль, которое отметило свое шестидесятилетие. Я никак не могу восхититься людьми, которые, живя там, злорадствуют по поводу нашего здешнего впадения в очередное рабство. Я никак не могу научиться с ожесточением ругать Россию, хотя отлично все про нее понимаю. Я очень сильно не лажу со всякими местными запретительными инстанциями и вообще числюсь скорее в оппозиции, нежели в рядах лояльных идеологов, хотя положил жизнь на то, чтобы не дать себя загнать ни в одну стаю. И тем не менее современная Россия нравится мне гораздо больше, чем Израиль, - и в смысле перспектив, и в смысле внутренней свободы. В вечно воюющих странах с внутренней свободой вообще напряги - там она приравнивается к дезертирству. Не то чтобы мне была так уж дорога поза внутреннего эмигранта, демонстративно непричастного к делам Родины (в Израиле такой позы быть не может - она там этически неприемлема). Но в России выбор позиции - дело вкуса, а не дело крови; свободная воля, а не имманентность. А для меня человек определяется именно тем, в какой степени он над этой имманентностью способен подняться.

Я решительно не понимаю, почему надо менять идентификацию культурную и религиозную - то есть по определению идентификацию более высокого порядка, - на голос крови и почвы; почему надо во что бы то ни стало возвращаться в чуждую мне, ничем со мной не связанную еврейскую культуру из лона русской, в которой я рожден и в которой, смею думать, состоялся. Многие, начиная с поверхностного и желчного публициста Жаботинского (писавшего по-русски очень плохую прозу), приравнивают ассимиляцию к трусости, потому что способны уважать только националиста, превыше всего ставящего свои корни. Увы, это очень похоже на зверства, демонстрируемые армейским дедом, которого на первом году службы больше всего били. И вот он теперь отыгрывается.

В свое время, когда я писал стихотворение "Послание к евреям" на фоне широкомасштабной активности местных жидоборцев, мне представлялось важным позиционировать себя как еврея, - но, слава Богу, есть у меня и русская половина, и сегодня я имею полное право перефразировать Евтушенко. У него было: "Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, - и потому я настоящий русский". Я смело мог бы сказать о себе сегодняшнем: "Но ненавистен злобой заскорузлой я всем евреям как антисемит, и все за то, что я, простите, русский". Я живу в России, пишу по-русски, и это мой выбор, к которому "кровь и почва" не имеют никакого отношения. По-моему, никакое русское рабство, никакая тухлая русская политика, никакая бездарная русская власть никому не дают права презирать Россию как таковую. Ведь она не нравится своим хулителям никакой - ни рабской, ни свободной: из свободной-то они и уехали в большинстве своем, когда это стало можно.

Я не ищу никаких преференций, поскольку членство в предполагаемой "Гражданской альтернативе" не предполагает этих преференций для пишущего человека, да и поддержка НБП, которой я занимаюсь не первый год, тоже не особенно согласуется с госслужбой. Но мне кажется, что граждане Израиля и сочувствующие им должны бы за многое поблагодарить Россию. Прежде всего - за то, что окончательное решение еврейского вопроса во время Второй мировой войны не состоялось. Россия и сама много грешна перед еврейством, но все ее грехи не перечеркивают этой заслуги. Те, кто сегодня празднуют годовщину Израиля, могли бы помнить и о роли СССР в его создании, каковы бы ни были реальные намерения Сталина и Черчилля. Современная Россия может быть сколь угодно плоха, но она никогда не будет так провинциальна, мелочна, жестоковыйна, как худшие представители израильских правых (в особенности из бывших наших). Израиль - разный и пестрый. Но те, кто уехал туда из России, в большинстве своем, как ни печально, увезли туда худшие черты российско-советской ментальности. И я не могу уяснить, почему, скептически относясь к любому национализму - русскому, немецкому, французскому, - я должен делать исключение для еврейского.

Всех израильтян, которые способны над этим национализмом подняться, я горячо поздравляю с 60-летием независимости Израиля и желаю их стране всяческого процветания.

Но всем, кто плюет в сторону моей страны, я очень серьезно советую задуматься. Что-то мне подсказывает, что ей не раз еще предстоит спасать мир - вопреки всему, в том числе и собственному правительству.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments