Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Обсуждение с Леонидом Вальдманом

http://www.polit.ru/analytics/2008/11/05/valdman.html

Многое за прошедший месяц наводит на размышления. Во-первых, похоже, сознанием правящих элит и рядовых граждан овладевает идея исторического значения происходящего. Мы вступили в новый мир, который постепенно будет приобретать новые очертания, новые системы отношений, институтов и правил. Надо отказаться от мысли, что все как-нибудь успокоится и вернется восвояси. Пройдут годы, а теперешнее время будет восприниматься как поворотное, знаковое. Поэтому очень важно сейчас внимательно смотреть на две вещи: феноменологию необычных экономических, социальных и политических явлений, с одной стороны, и на интеллектуальную дискуссию о направлении и содержании предстоящих перемен, с другой.

Через пару недель в Вашингтоне стартует международный форум на высшем уровне, на котором должны обсуждаться предложения по реформации архитектуры международной финансовой системы. Я не думаю, что сторонам удастся сходу придти к согласию по ключевым вопросам, но будет положено начало работе по подготовке такой крупномасштабной реформы, и это важно.

Эта большая институциональная реформа призвана полностью пересмотреть устройство и правила функционирования рынков и финансовых институтов. Как когда-то конференция в маленьком курортном местечке Бреттон-Вудс в штате НьюХэмпшир заложила основы нового мирового экономического порядка на десятки лет вперед, так и сейчас предполагается подготовить ревизию парадигмы, по которой живут все страны с рыночной экономикой.

То обстоятельство, что деньги налогоплательщиков в этом кризисе используются в огромных размерах для спасения финансовых институтов, придает сторонникам реформ моральное право на радикальные перемены. Но дело не только в морализировании. Раз уж государство в трудный момент вынуждено так тратить деньги налогоплательщиков, оно просто не имеет возможности оставить правила игры в прежней формулировке. Почему? Да потому, что если угроза банкротства крупного финансового института ослабляется неизбежностью поддержки со стороны государства, то что еще может сдерживать менеджеров этих финансовых институтов в допущении спекулятивно-высоких рисков в погоне за прибылью в будущем? Своего рода приватизация прибыли с последующей национализацией долгов. Понятно, что такая система отношений еще менее устойчива, чем система с неспонсируемыми государством частными институтами, а потому совершенно недопустима. Именно поэтому крупномасштабное вмешательство правительств многих стран в работу финансовых рынков обозначило необходимость полного пересмотра сложившейся парадигмы. Рубикон перейден. Но что же может быть предложено взамен?

Похоже, дискуссия будет вестись вокруг резкого ограничения свободы для финансовых институтов и резкого усиления роли государства и межгосударственных институтов. Такой подход опирается на заключение, что наблюдаемый кризис – это кризис социально-нерегулируемого капитализма. На мой взгляд, это неправильное заключение. На самом деле данный кризис есть продукт слишком сильного вмешательства государства, а точнее, Федеральной Резервной Системы в функционирование экономики. Это политика ФРС стимулирует рост долгов и образование «пузырей». Это политика ФРС стимулирует низкое качество роста и избыточный уровень рисков в системе. Убежден, что если бы не ФРС, экономика просто не смогла бы достичь столь высокого уровня диспропорций. Но почему ФРС ведет такую вредную политику? Почему никто не пытается поправить ФРС? Если так поставить вопрос, то ответ найдется в плоскости конфигурации мировой экономической системы. ФРС действует как орган, призванный помочь использовать естественные и искусственные преимущества, которые Америка может извлечь из комбинации экономических сил в мировом масштабе. Поскольку Америка является эмитентом мировой валюты, а ФРС является институтом, эмитирующим эту валюту, то и политика ФРС по необходимости включает в себя подходы, позволяющие использовать это преимущество эмитента. Именно это позволило Америке потреблять гораздо большую долю мировых ресурсов, чем приходилось бы на ее долю в соответствии с ее вкладом в мировую экономику. Именно поэтому Америка формирует свой государственный бюджет из двух источников: налогов, которые платят американцы, и низкопроцентных долгов, которые американское правительство продает иностранным государствам и частным инвесторам. Конечно, извлечение этих преимуществ и ограничено во времени, и небесплатно. Страна расплачивается долгосрочными перспективами за краткосрочное высокое потребление. Но такой обмен – судьба всех империй, в том числе и экономических.
Subscribe

  • К вопросу о

    Многочисленные рассуждения про провокатора Навального логичны и почти убедительны. Они были бы ещё убедительнее, если бы сама власть не играла с…

  • Минимальная основа для разговора о примирении

    Как уже говорилось ранее, настоящих красных и настоящих белых уже давно нету, а есть в основном пристрастия, реакции на пристрастия, и реакции на…

  • О риторике и о честности подхода

    Добавление к предыдущему Сказанное относится к тем, кто настаивает на подходе "не рубить с плеча", кто призывает не к оценкам верности идеологии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment