Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Неожиданная перекличка

kuznetsovЮрий Кузнецов пишет:
Бог создал мир таким, что публичная власть не может существовать без завета с каким-нибудь богом, без апелляции к "сверхъестественному". Это взаимодействие публичной власти с богами осуществляется на практике через соответствующую ритуально-символическую деятельность. (В Новое время на место старых религий пришли т.н. политические религии как демократического, так и авторитарного толка - по этому поводу есть обширная литература).
...
Суть проблемы - в том, какая часть исторического наследия будет играть роль символического (или сакрального) ядра новой русской государственности, а какая останется просто историческими фактами, которые можно так или иначе оценивать в дискуссиях... Речь идет ни много ни мало о выборе бога, с которым будет в завете будущая публичная власть русского народа.

Я в этих словах уважаемого Юрия с некоторым удивлением вижу новое описание картины, которую и сам я описывал, но немного в других терминах. Если совсем кратко, там по ссылке речь шла про идеологический миф, персонализацию полюсов этого мифа (представление первоначал как бы в виде богов) и про восприятие исторических деятелей (в т.ч политиков) как героев, получающих свою силу от этих богов.

И я согласен с Юрой - бог советского завета старел и терял свою силу, а потом и вовсе помер. Но и завета с новым не случилось, народ ходит неприкаянный, разными группками пытаясь призвать на помощь то одного, то другого божка.

При таком взгляде понятен тот пафос отрицания и обличения, направляемый на Сталина, которого видят главным служителем старого издохшего бога коммунизма.

Правда, дальше у меня с Юрой начинаются расхождения. Мне не кажется верной его мысль, что
"путинское большинство" - это народ "советского завета", пытающийся жить в рамках старой, хотя и чуть подновленной, советской политической религии. Это никакой не средний класс, и не социально-демографическая, и даже не политико-идеологическая общность. Это политико-религиозная община.

Проблема "путинского большинства" состоит в том, что идол мертв. Есть только муляжи, поддерживаемые жрецами.

Мне представляется, что сходство тут чисто внешнее. Да, за Путиным не стоит никакого претендующего на абсолютность принципа (бога), ни старого, ни нового. Но я и не вижу и того, чтобы люди пытались там какого-то бога увидеть и служить ему. Тут работают рудиментарные ритуалы без всякого серьезного содержания [*]. Причем ритуалы больше в среде власти и ее обслуги, чем в "простом народе", который вовсе не пытается "жить в рамках старой, хотя и чуть подновленной, советской политической религии".

------
Примечание
* Не считать же символическими ритуалами карьеризм и борьбу за бабки. Это никакая не религиозная, а общечеловеческая и сугубо мирская практика.
Tags: myth, politics
Subscribe

  • Спустился с гор

    Семидневный поход Теберда-Архыз. В поход меня зазвал Женя (младший брат). Он ходит в горы уже много лет, занимается бегом, сил и выносливости ему…

  • про зацикленность и упёртость

    Иногда спрашивают, почему я так много пишу на такую-то тему. В смысле, зачем это вообще, и главное, в таком количестве, когда важнее другое. Ответ…

  • 55

    это как 50, только на пять больше

  • 17 comments
  • 17 comments

Comments for this post were locked by the author

  • Спустился с гор

    Семидневный поход Теберда-Архыз. В поход меня зазвал Женя (младший брат). Он ходит в горы уже много лет, занимается бегом, сил и выносливости ему…

  • про зацикленность и упёртость

    Иногда спрашивают, почему я так много пишу на такую-то тему. В смысле, зачем это вообще, и главное, в таком количестве, когда важнее другое. Ответ…

  • 55

    это как 50, только на пять больше