Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

ЖЖ-рейтиги, налоги и гандикапы

в разговора с krf всплыла тема, про которую я в очеренлной раз вчера вспоминал (в яхт-клубе).

Похоже, любой значимый формально определяемый показатель искажает поведение, начинаются подлаживания для подгона показателя в нужную сторону. Все тут знают про пенисомерки в ЖЖ, к чему это способно привести нестойких , каждый может убедиться на примере второго номера в ЖЖ рейтинге Артемия Лебедева.

Более значимые примеры - нормативная отчетность, исчисление налогов, финансовые рейтинги. Исходно формула приедназначена для оценки некой "объективной" характеристики, обычно поощряя что-то положительное и штрафуя отрицательное (в определенном аспекте). И поскольку результат расчета по формуле значим для субъекта, этот субъект начинает хитрить, чтобы не сильно меняя дело по существу, добиться изменения формального показателя в более выгодную для себя сторону. Распространение хитростей, в свою очередь, порождает усложнение формул для отсечения таких хитростей. В ответ появляются более изощренные хитрости, в ответ - более изощренные формулы и таким путем идет коэволюция, часто загоняющая ситуацию в зону более устойчивого равновесия, саму по себе довольно абсурдную с точки зрения исходных целей введения оценки.

В этом аспекте, видимо, наиболее известны именно ситуации с налогами. А я только вчера вспоминал коэволюцию правил обмера спортивных яхт и формы этих яхт. Это неплохо описано в статье Эволюция правил обмера и архитектуры морских гоночных яхт

Идея обмера яхт возникла из необходимости как-то их классифицировать и сравнивать результаты в гонке. Здесь возможны следующие пути:

Уравнивание шансов на победу для яхт с различным гоночным баллом - гонки с гандикапом, т.е. по исправленному времени. Это - способ достижения некой справедливости в гонках уже имеющегося "разношерстного" флота.
Создание "уровневых классов" - с одинаковым баллом, а также свободных классов и монотипов, гоняющихся по фактическому времени. Такой подход обеспечивает большую спортивность гонок.

Из работ английского физика Вильяма Фруда известно, что скорость яхты на дистанции при прочих равных условиях пропорциональна квадратному корню из длины по ватерлинии L (это справедливо в случае, если яхта не глиссирует):


Т.е. чем длиннее яхта, тем быстрее она может пройти дистанцию. Но упомянутые "равные условия" на практике встречаются редко, поэтому основная идея обмера заключается в уравнивании шансов на победу: уточнении влияния парусности, водоизмещения, конструктивных особенностей и т.д. на ходовые качества за счет соответствующих поправок к длине.
Такая "откорректированная" длина по ватерлинии и называется гоночным баллом. Гоночный балл (или его эквивалент) используется как для разделения на классы, так и для гандикапирования: определения исправленного времени прохождения дистанции.

Процесс создания гоночных яхт "под обмер" всегда происходит в противоборстве: конструкторы пытаются уменьшить гоночный балл и одновременно увеличить скорость яхты за счет поиска слабых мест обмерной системы. Авторы же правил обмера пытаются закрыть эти "лазейки". Так или иначе, обмерные формулы направляют развитие яхтенной архитектуры, поощряя или штрафуя определенные технические решения.

-------------
(дальше - некоторые мои извлечения из статьи)

Обмерные формулы столетней давности

Американская "универсальная формула"

где L - базовая длина, SA - обмерная парусность; D - обмерное водоизмещение

Международная формула обмера гоночных яхт

где d - разность фактического и "цепного" охватов корпуса; F - высота надводного борта.



...
IOR (International Offshore Rule)

В 1969 г. была наконец-то введена международная система обмера морских гоночных яхт -IOR.
Обмер по IOR был достаточно сложным и требовал более 150 замеров на корпусе и вооружении. Вид формулы и способы определения составляющих вызывали желание манипулировать с обмерными характеристиками и сделать яхту "быстроходнее, чем думает IOR". Обмерная длина L и парусность S увеличивают балл, а ширина B и глубина трюма D уменьшают. Кроме того, сам способ измерения L между охватами корпуса стал поводом для спекуляций. Обмерный балл (в упрощенной записи) выглядит так:


где DC, FC - поправки на осадку и высоту надводного борта; DLF - фактор водоизмещение-длина. Гоночный балл R получается умножением обмерного балла на штрафные поправки и бонусы (поправка на двигатель и винт, поправка на остойчивость и т.д.)

Теоретический чертеж "выжимателя формулы" IOR буквально "натянут" на схему измерения контрольных точек: образуются причудливые формы корпуса с выступами, вмятинами и углами для выгодного обмера. "Впалые" оконечности предназначены для уменьшения охватов и, следовательно, обмерной длины. Мидель угловатый и приближается к трапецевидной форме, обеспечивая выгодные замеры B и D.
Правила IOR чрезмерно поощряли ширину: ее увеличение на 0,5 м было эквивалентно около 6 кв.м парусности; еще больший эффект давало увеличение глубины трюма. Проектирование вокруг "сверхширины" особенно заметно в проектах Ричарда Картера, разработанных в 1970-х и ставших эталоном "раннего IOR" (Рис.7).



Пузатые "картеровские" яхты были лишь относительно быстроходными: имели высокие скорости только с учетом гандикапа, оказываясь тихоходными по абсолютной скорости.


Добавлю еще для визуального сравнения

Яхты вековой давности



Картер-30





Tags: yachting
Subscribe

  • В БСЭ 1941 г. тоже есть статья "Россия"

    стр. 441 бумажного издания, стр 240 в pdf (текст в pdf нераспознанный.) Любопытно сравнить. Текст начинается так: " РОССИЯ, русское национальное…

  • Для библиофилов

    Вчера ссылался на 7 том МСЭ. С этой страницы можно скачать распознанный pdf. Там же можно и посмотреть его постранично (вот 237 страница, на…

  • вкус моря в одной капле

    Попалась картинка, статья "Россия" из Малой советской энциклопедии, 1929. то же самое текстом ( отсюда): РОССИЯ, б. название страны, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments