Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Постулаты мизесовской праксеологии в сжатом и концентрированном изложении Григория Сапова

http://gr-s.livejournal.com/680007.html

Замечательные 24 пункта, от аксиом человеческой деятельности до вывода о судьбе цивилизации. Кратчайшее описание праксеологической картины мира. Достойно быть высечено на камне в качестве памятника мысли (как минимум, первые 20 пунктов).

Скопирую для памяти
1. Человек руководствуется своими замыслами.

2. Замыслы людей включают в себя их цели и представления о средствах, пригодных для достижения этих целей.

3. Человек преобразует элементы текущей ситуации, выстраивая их новые комбинации и придумывая ранее не существовавшие элементы – с тем, чтобы, изменив ситуацию, достичь того, достижение чего он считает нужным и важным.

4. Из всего множества целей, которые он хотел бы достичь, человек выбирает наиболее значимые для него в данный момент.

5. Человек ранжирует средства для достижения своих целей в зависимости от настоятельности (относительной важности) своих целей.

6. Ценность средства определяется важностью цели, для достижения которой человек применяет данное средство.

7. Важность целей имеет субъективную природу и определяется индивидуальными свойствами человеческой личности и конкретными обстоятельствами его бытия. При формировании своих предпочтений человек испытывает воздействие многообразных обстоятельств, включая влияние других людей и их представлений о важном. Это не отменяет суверенности человека в отношении своих целей, т.е. того факта, что цели, замыслы и планы человека, в конечном счете, определяются им самим.

8. Человек упорядочивает множество средств во времени, выстраивая более или менее сложные цепочки, позволяющие ему достигать более или менее отдаленных («технически сложных») целей.

9. Из внешней среды человек извлекает готовые идеи, доведенные до стадии технологических рецептов, а также выдвигает свои собственные идеи (некоторые из которых он доводит до стадии технологических рецептов).

10. Действия людей, совершаемые ими в процессе достижения их целей, и соответствующие средства делятся на две большие группы. К первой группе относятся применяемые человеком средства и действия, не требующие участия других людей (аутичные действия). Ко второй группе относятся действия и средства, требующие участия других людей (общественные действия).

11. Общественные действия делятся на насильственные и добровольные.

12. В процессе достижения своих целей человек, осуществляющий общественные добровольные действия, вступает с другими людьми в отношения сотрудничества.

13. Отношения общественного сотрудничества личного характера (личные отношения сотрудничества) основаны на индивидуальных свойствах людей и предполагают общность целей или их иерархию, когда действия одного человека определяются целями другого, при этом такое подчинение имеет добровольный характер.

14. Частным случаем такого сотрудничества являются дары материальных благ или услуг. Другим примером такого сотрудничества являются проявления заботы, внимания, поддержки и прочие одностронние акты одних людей по отношению к другим людям.

15. Естественным полем такого сотрудничества является семья и/или другие малые группы, решающие специфические задачи (туристический поход, исследовательская экспедиция, командное спортивное состязание, военные операции и т.п.).

16. Отношения безличного сотрудничества основаны на общих свойствах всех людей (общность логической структуры человеческого разума, способность людей к целеполаганию, способность людей изыскивать и комбинировать средства для достижения своих целей и др).

17. Обмен является важнейшим видом общественного безличного сотрудничества. Он позволяет людям достигать своих целей, выходя за рамки аутичных действий и не прибегая к насильственным действиям в отношении других людей.

18. Обмен прошел длительную эволюцию, в ходе которой появились наиболее обмениваемые блага, с помощью которых люди освободились от ограничений, накладываемых прямыми обменами (бартером). Такие наиболее обмениваемые блага называются деньгами.

19. В процессе общественного сотрудничества посредством обмена люди создали сегодняшнюю цивилизацию. Все сколько-нибудь технически сложные и/или массовое материальные блага, обеспечивающие повседневное существование миллиардов землян, созданы в результате общественного безличного сотрудничества десятков и сотен тысяч людей, которые никогда не видели друг друга и, как правило, не подозревают о существовании друг друга.

20. Это стало возможным в результате революции идей, накпливавшихся в течение всей человеческой истории. Сама эта революция совершилась в течение относительно короткого исторического периода и воплотилась в современную систему ведения экономической деятельности на базе обмена, осуществляемого с помощью денег.

21. Денежный обмен позволил включать в состав избираемых средств все более сложные комбинации элементов, приобретающие необходимую предсказуемость и устойчивость, позволяя в то же время всем участникам обмена формировать и реализовывать собственные планы, достигая те цели, которые они счиают важными для себя.

22. В настоящее время система денежного обмена функционирует в условиях сильного государственного вмешательства. Уровень этого вмешательства ниже, а формы тоньше, чем это было на протяжении большей части человеческой истории, однако ничто не гарантирует сохранения такого положения в будущем.

23. Альтернативами общественному сотрудничеству посредством денежного обмена являются либо система отношений, основанная на подчинении одних людей другим, либо аутичные действия, либо их комбинация.

24. Можно ожидать, что в случае постепенного отказа от денежного обмена как основы цивилизации, она будет деградировать достаточно долго, а в случае, если возобладает аутичный способ достижения целей - достаточно быстро. Но и в том, и в другом случае, а также в случае комбинации насилия и элементов натуального хозяйств сегодняшняя цивилизация будет разрушена.

Это произойдет не вследствие стихийных бедствий и иных природных катаклизмов. Это произойдет, если среди людей возобладают идеи и представления о пагубности безличного мирного общественного сотрудничества, основанного на добровольном обмене (для краткости такую систему называют рыночной экономикой, свободным обществом или капитализмом, и т.п.).

gr_s
Tags: praxeology
Subscribe

  • расстрелы в Астрахани в марте 1919 года

    в ходе одного из разговоров вспомнил про эту тему, стал искать ссылки сохраню тут П. Силин. Астраханские расстрелы (из сборника С. В. Волкова…

  • Для библиофилов

    Вчера ссылался на 7 том МСЭ. С этой страницы можно скачать распознанный pdf. Там же можно и посмотреть его постранично (вот 237 страница, на…

  • вкус моря в одной капле

    Попалась картинка, статья "Россия" из Малой советской энциклопедии, 1929. то же самое текстом ( отсюда): РОССИЯ, б. название страны, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • расстрелы в Астрахани в марте 1919 года

    в ходе одного из разговоров вспомнил про эту тему, стал искать ссылки сохраню тут П. Силин. Астраханские расстрелы (из сборника С. В. Волкова…

  • Для библиофилов

    Вчера ссылался на 7 том МСЭ. С этой страницы можно скачать распознанный pdf. Там же можно и посмотреть его постранично (вот 237 страница, на…

  • вкус моря в одной капле

    Попалась картинка, статья "Россия" из Малой советской энциклопедии, 1929. то же самое текстом ( отсюда): РОССИЯ, б. название страны, на…