Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Ирина Карацуба: у православия есть агенты модернизации

http://www.polit.ru/news/2010/09/17/pravoslav.html
В первый день работы Пермского экономического форума 2010 прошла дискуссия «РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ». Модератором сессии выступил Лоуренс Харрисон, директор Института культурных изменений Школы Флетчер при Университете Тафта. Участниками сессии были предлагали разные подходы к изучению влияния религии на процессы модернизации экономики. Однако выступающие были единодушны в главном: Русской Православной Церкви необходимо серьезно пересмотреть догматы, чтобы стать активным участником процесса модернизации страны.

Так, по мнению профессора Харрисона, этическое влияние церкви на поведение людей в странах, исповедующих православие, сохранялось и при коммунизме. «Сегодня система ценностей все еще сохраняет этический кодекс православия, что влияет на модели поведения людей», - считает американский ученый. Однако, по данным исследований, которые привел Харрисон, самыми успешными с точки зрения развития экономики, являются страны, исповедующие лютеранство.

Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Татьяна Коваль, в свою очередь, полагает, что развилка христианских конфессий произошла много веков назад, и если католики и протестанты близки во взглядах на богатство, как божье благословение, то православные христиане возвеличивают бедность. Эта идеологическая разница, пояснила Коваль, усиливается со временем и серьезно влияет на пути экономического развития стран.

«Православие может стать инструментом модернизации страны. Сегодня православные страны уступают в гуманитарных и экономических критериях другим христианским странам. И разрыв продолжает расти вот уже более 200 лет. У православия есть агенты модернизации. Это общинно-братские движения - кочетковцы, меневцы, конструктивное крыло РПЦ. Есть положительный опыт зарубежных епархий. Деятельность подвижников и вызов со стороны других конфессий заставляет русскую православную церковь шевелиться», - отметила доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. Ломоносова Ирина Карацуба, оговорившись, впрочем, что в РПЦ сильны механизмы отторжения всего нового.

Я и не знал, что Карацуба религиовед. Раньше она была мне известна как борец с учебником Филиппова и пособием Барсенкова-Вдовина, а также в качестве соавтора Никиты Соколова по книге "Выбирая свою историю".

Был бы я конспирологом - решил бы, что это изощренный замысел по дискредитации всего либерально-модернизационного крыла нашей элиты. Ведь невзыскательный читатель того и гляди может подумать, что Познер, Ясина, Радзиховский, Сванидзе, Юргенс, Лев Любимов, Боннер со Стругацким, Берл Лазар и Карацуба не просто так совпали в медийном времени и пространстве, а что это все чей-то изощренный замысел. Ну и понятно, что раз в результате этих выступлений либерально-модернизационный дискурс оказался в глубоком шоколаде, то и организовал это все коварный реакционер и враг либерализма...
Tags: news
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments