Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Category:

Алданов в сети



Тексты

Ульмская ночь (философия случая)

У Мошкова
  • Азеф
  • Ключъ
  • Самоубийство
  • Убийство Урицкого
  • Астролог

На сайте Великая французская революция
Юность Павла Строганова
Графиня Ламотт
Ванна Марата
Сент-эмилионская трагедия (о гибели жирондистов)
Зигетт в дни террора
Фукье-Тенвиль


Материалы об Алданове


Статья из энциклопедии КРУГОСВЕТ
АЛДАНОВ, МАРК АЛЕКСАНДРОВИЧ (настоящая фамилия – Ландау) (1886–1957), русский писатель. Родился 26 октября (7 ноября) 1886 в Киеве. Окончил физико-математический и юридический факультеты Киевского университета. Был незаурядным химиком, известен работами в этой области. Дебютировал в 1915 критическим этюдом Толстой и Роллан, который думал превратить в большое исследование (рукопись второй части погибла в годы Гражданской войны). Как секретарь антибольшевистского Союза возрождения России в 1918 посетил ряд европейских столиц с целью добиться реальной помощи для борьбы против новой власти. В марте 1919 эмигрировал, обосновался в Париже (в 1922–1924 жил в Берлине, редактировал воскресное приложение к газете «Дни»).

Начиная с 1921 Алданов был постоянным автором журнала «Современные записки», где впервые увидели свет все основные художественные произведения, созданные им до Второй мировой войны. Согласно замыслу автора, они образуют два цикла: тетралогию о Французской революции и наполеоновской эпохи Мыслитель (названа по имени одной из химер собора Парижской богоматери; включает повесть Святая Елена, маленький остров, 1921, романы Девятое термидора, 1923, Чертов мост, 1925, Заговор, 1926) и трилогию, действие которой происходит в канун и вскоре после русской революции 1917 (Ключ, 1929, Бегство, 1930, Пещера, 1934). Впоследствии оба эти цикла были дополнены рядом произведений на материале русской и европейской истории, от воцарения Екатерины II (повесть Пуншевая водка, 1938) до восстания в советской зоне оккупированного Берлина летом 1953 (роман Бред, 1955).

Алданов стремился показать ключевую роль случая в событиях, изменяющих облик мира и воздействующих на судьбы целых поколений. Событие, согласно Алданову, возникает как бы самопроизвольно, вопреки логике вещей и вне зависимости от субъективных побуждений его участников, однако, даже повторяясь, оно не становится поучительным опытом: из века в век человечество совершает одни и те же ошибки. В каждом романе Алданова наряду с вымышленными героями появляются многие прославленные в истории лица (среди тех, кто описан в тетралогии, – Павел I, Александр I, Суворов, Робеспьер, Нельсон, Талейран; в трилогии перед читателем проходят многие общественные деятели и люди искусства, оставившие след в жизни предреволюционной и пореволюционной России).

Перебравшись в США вскоре после начала Второй мировой войны (он вернулся во Францию в 1947), Алданов много сил отдал«Новому журналу», основанному им вместе с М.О.Цетлиным и М.М.Карповичем. В этом журнале, перенявшем от «Современных записок» статус главного русского литературного издания за рубежами России, с 1943 печатался роман Алданова Истоки (отд. издание 1950), посвященный пореформенной России, когда политика Александра II и его правительства, по мнению Алданова, дала империи реальный, но упущенный шанс вступить на путь демократического развития. Алданов прослеживает истоки русской трагедии, которую затем описывает в романе Самоубийство (отд. издание 1958), воссоздающем переворот, совершенный под руководством Ленина.

В американский период творчества Алданов часто обращается к жанрам исторического портрета, описывая ярких деятелей рубежа 18–19 вв., а также современных политиков (Ф.Карно, Гитлера, Сталина) либо пользующиеся недоброй известностью фигуры новейшей истории (Азеф, Мата Хари). Тогда же им был задуман трактатУльмская ночь. Философия случая (1953), где опровергается идея прогресса в истории, как и возможности установить некие законы, которые направляют ее ход.

Наиболее значительным произведением последних лет стала Повесть о смерти (1953), в которой воссоздана история последних лет жизни О.Бальзака, а главным событием, к которому стягиваются разные линии повествования, является февральская революция 1848. Алданов остался верен своему представлению о том, что суд историков всегда пристрастен, так как «нельзя расценивать несоизмеримое: легенду, террор, победы, разорение, политические приобретения, число человеческих жертв». Невозможна и объективная реконструкция важнейших событий частной жизни (смерть Бальзака показана через свидетельства разных лиц, представая то героической, то отталкивающей); тем более несостоятельны попытки жестко логичной интерпретации побудительных мотивов и объективных итогов деятельности выдающегося человека.

Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.


Страница Алданова на сайте Александра Белоусенко

Биография на сайте "Музей альтернативных историй" (автор А. В. Чанцев)

М.Соколов "Творческий реакционер"
Tags: aldanov, books, links
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments