Александр Бугаев (a_bugaev) wrote,
Александр Бугаев
a_bugaev

Categories:

Про Ливию и про "Запад"

sergeyhudiev Сказать что ли некое слово про Ливию...
Мне так лично кажется, что гражданская война и иностранные бомбардировки — большое бедствие для любой страны. Чрезвычайно большое. Чтобы испытывать по этому поводу какие-то положительные эмоции, надо быть уверенным, что Муамар был бедствием значительно худшим. В принципе, такое возможно — Пол Пот был хуже, чем вьетнамское вторжение. Имело ли место такое в Ливии — я как-то не вполне уверен.

Что правление Муамара было настолько ужасным, что поменять его на гражданскую войну, бомбардировки, и довольно хаотические перспективы было выгодной сделкой для ливийского населения — я как-то не уверен. Впрочем, может и была — может он и впрям такой гад, что слабо дисциплинированное ополчение, которое ходит по городам и мочит негров - это все же меньшее зло, чем Муамар.

Но есть некоторые вещи, которые мне не нравятся. Мне не нравится, когда живых людей убивают ради абстракций. Я не пацифист, и я мог бы убить — но я не стал бы убивать ради демократии, или второго начала термодинамики, или космологического аргумента. Я еще готов обсуждать демократию как способ устроить общественную жизнь так, чтобы люди жили в безопасности и достатке; что же касается демократии как некоей богини, которой надо приносить обильные человеческие жертвы — путь будет много трупов, пусть будут потоки беженцев, пусть будет разорение и голод — лишь бы демократия — то пусть адепты такой демократии употребят ее для демократического фистинга. То же самое я могу сказать по поводу таких абстракций как "народ" и "свобода".

Зверства и мерзости гражданской войны — реальность; тот человек, которого борцы за свободу повесили за ноги и кромсали ножами (снимая всю развлекуху на телефоны, ролик был в сети) — это правда жизни, "ливийский народ обрел свободу" — это возвышенные речи.

Значит ли это, что я сочувствую Муамару и желаю ему отбиться? Да нет мне дела до Муамара. Такая уж у него работа, ему за то бонусы были. Мне жалко простых людей, которые "народ Ливии". Негров жалко, которых мочат за то, что негры. Я хотел бы, чтобы установилась какая-то стабильная власть, при которой на улицах не убивают. По крайней мере, в таких количествах. Будем наделяться, это и произойдет — и у власти встанет новый новый лидер, который будет по своей демократичности и правособлюдению таким же Муамаром. В лучшем случае. Опыт Ирака не внушает, однако, оптимизма.

В коварство Запада я не верю, потому что если оно крякает как утка, то по-видимому, это утка и есть, а если люди ведут себя как идиоты, то есть более простое объяснение, чем далекоидущие коварные замыслы.
Если старина Маккейн думает, что гражданская война плюс иностранные бомбардировки — это то, что в России или в Китае люди себе хотят, потому что "хотят свободы", то не стоит искать тут глубокого смысла сакрального. Самое простое объяснение, по видимому, и самое верное. Жить в мире, где такие деятели могут обладать огромной властью и обрекать на смерть и страдания множество людей — довольно неуютно. Ну что же делать — такой вот мир.
В комментариях reflechant.blogspot.com приводит цитаты в тему из дневников о.Александра Шмемана:
"Ужасные новости из Камбоджи, Вьетнама… Ежедневно по телевидению: лица убитых и умирающих, бегущих, бездонная глубина человеческого страдания. А в Европе Португалия катится к коммунизму. Бешенство в душе на либералов, на всю эту западную гниль, бессильную, фанфаронную, на все это "левенькое"… А в промежутках между картинами этого страдания, ужаса, предательства - рекламы об "appliances values…"(низких цен на бытовую технику — англ.), о никому не нужных gadgets(гаджетах — англ.)… Давно уже я не испытывал такого отвращения к глупости и низости "мира сего".

В сущности "Запад" страшен. Страшен своим фарисейством, своим отождествлением свободы с наживой (на днях какой-то правый сенатор: "Мы должны помнить, что начала свободного рынка, наживы и свободы неразделимы" - и все это с нравственной, героической ноткой в голосе; также лица фермеров, заявляющих о своем решении уменьшить посевы - это когда по всему миру идет вопль о голоде! - лица, озаренные опять-таки нравственным пафосом…), ужасен своей низостью решительно во всем. Где, когда началось это падение? Где, когда он отрекся от себя? От того огня в себе, что

"…просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет — уходя…"(из стихотворения А.Фета)

Когда такой нестерпимой, дьявольской фальшью стали звучать его разглагольствования (и христианская в нем риторика) - о "свободе", "справедливости", "равенстве" и т.д.? Дьявол на лице защитников "law and order"(закона и порядка — англ.), дьявол на лице революционеров. "

****************************************

"Книга S. Sulzberger (иностранный корреспондент New York Times) - "The Age of Mediocrity"("Век посредственности"). Семьсот страниц - о встречах и разговорах буквально со всеми вершителями судеб мира за последние годы: де Голль, Аденауэр, греческие полковники, Насер и т.д. Больше всего поражает то, что высказывания всех этих людей, держащих в своих руках жизнь и смерть миллионов людей, в сущности на том же уровне, что и любая болтовня о политике людей, читающих газеты. Сплошной guesswork(гадание на кофейной гуще), конъюнктуры, ошибочные предсказания, parti-pri(предвзятое мнение) и личные амбиции. У всех без исключения! Под конец мне просто стало страшно: впечатление такое, что очень самолюбивые люди вслепую играют в какую-то азартную, опьяняющую их игру, завися в своих решениях от других таких же слепых людей, снабжающих их "информацией". Жажда власти и страх: больше ничего. Это мир, в котором мы живем. Панин в своей книге пишет о мобилизации "людей доброй воли". Но в том-то все и дело, что к власти приходят не они, а маньяки власти вроде де Голля (какая, в сущности, трагическая фигура!). Такая книга - вся о политических приемах, завтраках и интервью - куда страшнее, чем Кафка. Политически мир не продвинулся ни на шаг со времени Тамерлана и Чингисхана. И разница только в том, что современные чингисханы все время говорят в категориях "свободы", "справедливости", "мира", тогда как их предшественники честно говорили о власти и славе. И потому были гораздо "моральнее""

"Нарастающий крах западного мира. Скольжение налево в Португалии, хаос в Италии, частичные победы на выборах вчера во Франции de la "gauche"(левых). Но мое "бешенство" (холодное!) направлено не на "левых", а на то чудовищное банкротство всего "правого", что привело к этому краху, к этому тупику. Начиная с 1914-го года, а в сущности еще раньше: с этих тупых "империализмов" бездарного "величия" (все эти Бисмарки, Черчилли, Де Голли), и, главное, полное отсутствие хоть какого-нибудь "идеала", мечты. Удушающая тоска капитализма, "потребления", нравственная низость созданного ими мира. Я не сомневаюсь, что то, что идет на смену ("левое"), еще страшнее и ужаснее. Но вина на тех, кто, имея всю власть и все возможности, завел мир в этот тупик. Они не заслуживают никакой жалости. Михаил Михайлов, Варшавский защищают против Солженицына демократию - взволнованно, искренне, бескорыстно. Но как не видеть, что она вдруг перестала "работать", что передаточные ремни обрываются один за другим. Что поле ее применения было маленьким, оранжерейным и что главной "жажды" (ею же возбужденной) - о свободе, "участии", основном равенстве людей - она не решила, не утолила. Первородный грех демократии - так, во всяком случае, мне кажется - это ее органическая связь с капитализмом. Гарантируемая ею формальная свобода нужна капитализму, но им же и извращается, изнутри "предается". Ибо капитализм превращает ее в свободу наживы. А как реакция на это - отречение и от свободы! Порочный круг западного мира. Демократия без "нравственного этажа".

И вот выбор: ужасная "правая" и еще более ужасная "левая". С тем же, в сущности, абсолютным презрением к человеку и к жизни. И нет, до ужаса нет - "третьей идеи", которая должна была бы быть христианской. Но христиане сами разделились на "правых" и "левых", никакой своей идеи уже даже не чувствуют! Отождествили себя с гражданской войной, уже давно идущей в мире."
Subscribe

  • В добавление ко вчерашнему

    Была у меня запись четыре года назад, как раз по теме. Про "целились в коммунизм..." А ведь "целились в коммунизм, а попали в Россию" - это…

  • к вопросу о вставании на колено, но не только

    Допустим, в какой-то культуре неким символическим действиям придаётся значимый для данного сообщества смысл. Как в таком случае следует расценивать…

  • по поводу интервью Алксниса

    Алкснис ответил на вопросы Бориса Межуева: Я и 30 лет назад, и сегодня убежден в том, что Союз погубили не прибалтийские и иные сепаратисты, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments